Как происходит битва платформ и продуктов в видеоиграх, книгоиздании, в музыке.
Если проанализировать историю развития книгоиздания, музыкальной индустрии, кино и др., можно увидеть несколько очень интересных закономерностей. #10идейдня
1. Основная битва разыгрывается между тремя враждующими лагерями:
a. пользователи — потребители контента, мы с вами.
b. производители контента — разработчики игр, музыканты, программисты, авторы книг, блоггеры.
c. платформы/издательства — они соединяют пользователей и производителей, обычно они же являются производителями железа (Apple, Sony, например) и обладают самым большим капиталом на рынке.
2. Платформы и создатели контента постоянно конкурируют друг с другом за пользователей и постепенно переходят от новинок и штучных продуктов с высоким чеком, высоким качеством и хорошей маржой к массовым некачественным продуктам с небольшой маржой. Это со временем убивает и платформу и производителей контента и создает возможности для новых игроков. Происходит это не сразу, а циклами, в которых можно выделить 4 явных стадии:
3. На первой стадии люди готовы платить и за контент и за часть платформы/железо (игра + консоль). Эта прибыль позволяет вырасти новой платформе (Например, PlayStation или Sega. Платформы в этот момент зарабатывают в 2 стороны – и на производителях контента и на пользователях.
4. На второй стадии цикла люди платят только за контент/игры. А вот за саму платформу уже не платят и начинают пользоваться платформой бесплатно (AppStore, Facebook). Платформы берут деньги (% комиссии или фикс за размещение) только с производителей контента и перестают брать деньги с пользователей.
5. На третьей стадии люди перестают платить и за контент и за платформу и платят только за встроенные покупки (freemium) или рекламу.
6. На четвертой стадии даже встроенные покупки перестают работать, люди вообще перестают платить и хотят вовсе бесплатно. При этом остается только реклама. (Бесплатные игры с рекламой, например) Рекламная модель — дно бизнес-моделей, дальше падать некуда.
7. Это приводит к плохому качеству контента (так как хорошие разработчики контента ушли туда, где платят и где есть маржа) и к изобилию назойливой рекламы.
Платформа все еще жива, но в ней все больше рекламы и люди ею все больше недовольны. Нарастает недовольство людей. Это то, что мы сейчас наблюдаем в Facebook, Google, Twitter и др.
8. Недовольство людей приводит к потребности в новом качественном контенте. Обычно это возможно только на какой-то новой технологической платформе. Тут-то и появляется возможность для появления новой платформы. И все начинается по-новой, см. историю видеоигр.
9. Та же история с книгами. В древние времена они были очень дорогие, стоили целое состояние. Далее по мере развития технологий и тяги людей к «халяве» – процесс удешевлялся.
Во время войны книги печатались на дешевой бумаге с целью использовать их как туалетную бумагу и для папирос.
Дальше появились торренты. К чему это приводит? К тому что умные люди перестают писать книги и качество контента резко падает. Современный Достоевский не пойдет в писатели, он пойдет делать приложение для AppStore, а когда увидит что и AppStore сдулся из-за конкуренции, уйдет в разработчики беспилотных автомобилей.
Но так как людям все равно хочется читать, спрос не угасает и на фоне тренда к удешевлению художественных книг появляется антитренд – удорожание бизнес-книг, и детской литературы, например.
10. Аналогично в музыке. По сравнению с дисками и кассетами 90х, современная цифровая музыка стала практически бесплатной.
Но на этом фоне резко подорожали концерты и корпоративы. Качество музыки стало падать, так как индустрия перестала быть привлекательной для талантливых людей.
Современные Моцарты ушли в программисты и пишут нейронные сети, которые сами обучаются и придумывают музыку. При этом спрос на музыку у людей остался и это означает – что будут появляться новые форматы и новые антитренды.
Что может стать той самой новой платформой которая потеснит доставшие своей рекламой Facebook и Youtube? Возможно “умные очки” с дополненной реальностью, хотя проект Google Glass закрылся, возможно нейроинтерфейсы или еще что-то. Напишите ваши варианты в комментариях.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford