Что не так с акселераторами и инкубаторами

Не покидает ощущение, что акселераторов и инкубаторов стало больше, чем стартапов. «Продавцов лопат для золотоискателей» стало больше, чем самих «золотоискателей». Отсюда вопрос —  осталось ли «золото» в тех местах где все копают?

Вот несколько мыслей на этот счет:

  1. В чем суть акселератора? Ты даешь по чуть-чуть денег множеству компаний на ранних стадиях. Например, даешь по $25k за 7% доли, 100 компаниям в год, итого потратил/инвестировал $2,5M за год. Если хотя бы 1  из 100 этих компаний станет «единорогом» на горизонте 10 лет (то есть с оценкой больше $1B), то ты заработаешь много денег. Доля акселератора в 7% будут стоить $70M, если компания будет стоить $1B.
  2. В реальности, все проще, никто не ждет 10 лет. Акселератор дает, например, $25k за 7% (при оценке проекта около $400k) и уже через 3 месяца продает проект за $1-4M фонду, который надеется, что именно этот проект будет стоить $1B+. Отличный бизнес с шикарной доходностью, не правда ли? С учетом, что мы акселератор  дает менторов/экспертов/трекеров и офис. Кстати, если на менторах/трекерах обычно экономят, то офис должен быть классным лофтом, где-нибудь в центре.
  3. Все было бы хорошо, но есть одна беда — нет спроса на эти компании, нет большого количества «верующих в светлое будущее», которые бы их покупали.
  4. Ирония вот еще в чем. Первое, чему учат акселераторы и инкубаторы — это юнит-анализу. Но юнит-экономика, большинства из них не сходится.
  5. Почему она не сходится? Они инвестируют в проекты на ранней стадии.  Данных о проекте и бизнесе нет, никаких активов тоже нет, фактически деньги даются одному-двум людям под идею и без каких-либо обязательств. Короче, акселератор пытается угадать Цукерберга из 7 млрд. чел. 
  6. Как можно найти Цукерберга среди 7 миллиардов человек? Честный ответ — никак. Должно сойтись 2 фактора: а)акселератор должен быть очень везучим, нереально везучим, чтобы угадать «звезду» б) у акселератора должна быть почему-то огромная воронка крутых кандидатов. Почему-то самые талантливые из 7 миллиардов должны к тебе хотеть попасть. А это огромные инвестиции в построение бренда —>  высокая стоимость привлечения.
  7. Из моих скромных наблюдений, сильные предприниматели не идут в акселераторы и инкубаторы. Почему? Потому что это не по предпринимательски — надеяться, что есть кто-то, кто поможет тебе сделать твой бизнес. Да, предприниматели нанимают консультантов и экспертов,. Да, покупают курсы (например Антистартап) и нанимают сотрудников.  Да, нанимают рекрутеров и  акселераторы в том числе для поиска кадров. Иногда даже читают в акселераторах лекции. Но сами туда не идут. А раз не идут, то выходит знакомая картина «треш на входе — треш на выходе».
  8. Зачем отдавать кому-то долю в проекте, в который веришь и которым ты живешь, если ты понимаешь, что в этом нет долгосрочной истории? Зачем тебе на борту лишние временные пассажиры?
  9. Проще купить эти услуги и экспертизу за деньги, купить курсы и консалтинг, но не отдавать долю. Действительно ли $25k, офис и психоаналитики — это то, что нужно стартапу для успеха? Скорее всего нет, возможно это лишь 1% того, что нужно. А если совсем точнее, то никто вообще не знает, что именно нужно.
  10.  Единственные, кому удалось более-менее свести экономику и выпустить несколько «единорогов», это американский  Y Combinator. Что они сделали такого, что у них получилось, а у других нет? Возможно, что ничего, но с этим мы как раз будем разбираться 22 января на мероприятии United Investors. Русскоговорящие выпускники и участники YC расскажут всю правду. Регистрация по ссылке. Для участников United Investors вход бесплатный. Всех приглашаем.

#10идейдня


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи