Вчера был день открытых дверей акселератора United Investors. Шесть частных инвесторов (участников нашего клуба инвесторов) рассказали, что они ждут от проектов акселератора, на какие критерии и параметры смотрят.
Напомню, речь идет об очень ранних стадиях, чеки инвестиций $50-200k. У каждого из инвесторов как правило есть свой основной бизнес + инвестиции в стартапы, недвижимость, акции и проч.
То есть инвестиции в чужие стартапы всегда конкурируют с инвестициями в свои собственные и другие виды активов.
Вот что запомнилось, о чем говорили инвесторы, россыпью:
1. Большой рынок. Если я инвестирую в 10 проектов по 2 млн. руб. и лишь 1 из них выстрелит (по статистике), значит тот, кто вырастет, должен сделать 10 -100 «иксов» на горизонте 5-10 лет. Чтобы эта инвестиция хотя бы в теории побеждала инвестиции в акции или недвижимость.
10 “иксов” за 10 лет, это около 26% годовых, что скромно даже для обычных кредитов, с гораздо меньшими рисками.
Чтобы получить 10-100 «иксов» от 20 млн. руб. это нужно получить оценку хотя бы 1 млрд.руб., которая возможна, только если весь рынок хотя бы 10-100 млрд. руб.
2. Разница между тем, чтобы открыть ларек с шаурмой или построить Starbucks/Макдональдс, только в амбициях основателя. Все остальное — можно купить за деньги или получить со временем. Нужны амбиции.
3. Разница между “фантазерами и реальными пацанами”. Фантазеры — строят презентации про космос и мировое господство, без единого «ларька с шаурмой» за плечами. Реальные начинают с того, что уже открыли хотя бы один ларек с шаурмой, но настолько амбициозны, что хотят теперь открыть эти ларьки по всему миру. Должно быть что-то уже сделано.
4. Международные, а не РФ — огромный плюс. Ровно тот же самый проект в US стоит как минимум в 30 раз больше. Поэтому если ваш проект международный, он как минимум в 10 раз привлекательнее.
5. Стрессоустойчивость основателей. Кто-то после первой же проблемы сливается. Стартап — это про постоянные развороты и ХЗ, что там будет дальше.
6. Основатель должен рисковать в проекте. Что-то вкладывать. Если у основателя есть какой-то основной бизнес и тут он дополнительно создал доп. проект и теперь в него привлекает инвестиции — это быстро выясняется. Такое никому не интересно. Нужна 100%-я вовлеченность в проект.
7. Задача, которую решает проект должна быть по-возможности скучной, а инвестор желательно должен в этом разбираться. Доставка еды, такси — что может быть скучнее?
8. Никто не достает деньги после презентации, все смотрят динамику 1-2 месяца, кто что делают. Статика — ничто, динамика — все.
9. Практически никто не смотрит на проекты без выручки. Если двое основателей не смогли начать генерировать хоть какие-то деньги за 3-6 месяцев проекта, скорее всего уже и не начнут.
10. Продажи и маркетинг важнее продукта и технологий. Смотрят прежде всего на того, кто продает и строит систему продаж и маркетинга. Это более сложная задача и самая рискованная часть в проекте.
#10идейдня
Завтра, 5 июня, заканчивается прием заявок в бесплатный акселератор United Investors, начало программы 10 июня. Подробности тут.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford