На неделе делал небольшую лекцию в МГУ, обсуждали тренды #tweekly и бизнес-идеи. В частности, инфляционные ожидания на следующий год.
Одним из моих тезисов был: лучший защитный актив на случай гиперинфляции — собственный прибыльный бизнес.
Если на пальцах, то работает это так: зарплаты на рынке растут в 2 раза за год (так произошло, например, на рынке IT), а ты по этому поводу повышаешь на свой продукт цены в 3 раза. То есть, всегда обгоняешь.
Очевидно, это невозможно сделать на рынке commodity-товаров (ширпотреб), а вот в премиум сегменте или в узких нишах, где у тебя есть «локальная монополия» это вполне реально.
Еще было предложение от аудитории: «вкладывать в себя», но детально обсудить мы это не успели. А я задумался, какие вообще тут есть варианты?
Кто и что под этим понимает? Дополняйте.
1. Одни, говорят, что это инвестиции в свое образование. Купил курс по новой профессии за 100 тыс. руб., поднял зарплату на 10 тыс. руб. в месяц — уже отличная инвестиция, которая отбилась за год. Иногда тот же эффект можно достичь, простой сменой работы.
2. Другие в шутку предложили купить хороший коньяк и выпить его. Чем не вложения в себя?
3. Третьи скажут, что это инвестиции в здоровье и внешность. Сделать, например, «голливудскую улубыку», пока виниры и стоматология не подорожала. Так можно стать более привлекательным в глазах противоположного пола.
4. Мне наиболее понятен способ, когда человек из себя вытаскивает экспертизу и упаковывает ее в некоторый продукт или бизнес: SaaS-сервис, курс, Instagram-канал с монетизацией и т.п. В этом случае появляется потенциал масштабирования. Раньше ты продавал себя по часам и больше чем 24 часа за сутки продать не мог. А теперь можешь продавать в разы больше, столько, сколько рынок позволит. Главное, чтобы экономика сходилась и спрос был.
5. Но в этом случае ты инвестируешь уже не «в себя», а во что-то отчуждаемое и полезное, что можешь сделать «из себя». И там бОльшая часть затрат/инвестиций приходится на привлечение аудитории, то есть на «инвестиции в других».
Выходит, что лучшее вложение в себя — это инвестиции в других. Интересный поворот! Шах и мат эгоистам.
А что вы понимаете под «инвестициями в себя»? Приведите пример самой удачной вашей инвестиции.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford