В этот снежный весенний день, поздравляю всю прекрасную половину человечества с праздником!
Пользуясь случаем, расскажу несколько фактов про рынок цветов и существующие бизнес-модели.
1. Рынок цветов в РФ огромен, по разным данным больше $3B. Это даже больше чем рынок английского вместе со всеми офлайн-репетиторами.
2. Некоторые прогрессивные девушки призывают прекратить тратить деньги на цветы, а вместо этого помогать нуждающимся, тратить деньги на благотворительность и образование.
Но с тех пор, когда я впервые услышал эти призывы, в нашем районе открылось еще несколько цветочных магазинов и пока еще ни один не закрылся.
3. Экономика одного цветка примерно такая: средняя роза в розницу 100 руб. она же на оптовой базе – 50 руб. она же на ферме (большая доля импорта) – около 20 руб.
4. Экономика цветочного магазина невероятным образом зависит от проходимости места. Количество продаж в обычный день можно грубо прикидывать как “Проходимость места в день *1%” Цветы — это спонтанная покупка. Лучшее соседство — это место входа/выхода из Азбуки Вкуса, Ашана и др. Где человек только что купил продуктов и алкоголя и думает “а, куплю ка я еще своей благоверной букетик”.
5. Многие девушки подрабатывают флористами на дому и продают свои работы через instagram, при этом сотрудничают с ближайшей оптовой базой или цветочным магазином.
Основная беда — привлечение клиентов. Выделиться на этом рынке и создать регулярный поток сложно, остается надеяться только на свадьбы, дни рождения, 8-е марта и др.
6. Кажется, что лучший способ частному флористу наладить поток заявок — сотрудничество с разными event/свадебными агентствами, собственный Instagram и агрегаторы типа FlowWow.
7. Было несколько попыток создать “Uber для цветов”. Основной упор на ассортимент и скорость доставки. За счет сотрудничества с магазинами и флористами в каждом районе можно действительно обеспечить очень быструю доставку, до 30 мин по Москве.
Но интернет-магазины, агрегаторы и проч. онлайн-сервисы пока что проигрывают офлайн магазинам у дома (в глазах покупателей). Никакого крупного онлайн-игрока на этом рынке пока не появилось.
8. Интересное решение нашли в проекте Вloomandwild в Англии — они складывают цветы в плоскую коробку, которую удобно отправлять почтой и где цветы могут храниться несколько дней.
9. Другой европейский проект Bloomon позиционирует себя как “Netflix для цветов” — делает упор на модель по-подписке, а не разовую продажу. Они утверждают, что убирают посредников в виде оптовых баз и цветочных магазинов и доставляют цветы напрямую от тех, кто их выращивает.
10. И еще ряд проектов так же работают по-подписке но в b2b — одни украшают гостиницы, другие офисы и берут плату за 1 номер в месяц, другие берут деньги за 1 вазу в месяц и т.п. И это то, что создает предсказуемый поток заказов и понятный рост выручки.
#10идейдня
Модель подписки и b2b кажется наиболее привлекательной. И в b2c тоже. Представьте, что к вам по понедельникам и четвергам приезжает флорист и обновляет вазу свежим букетиком. 8-е Марта каждый день.
Тут даже музыкальная реклама для этого сервиса напрашивается — заходишь на сайт, а там на репите играет из Чайфа: “Вазы в нашем доме, в них редко бывают цветы”, ты такой думаешь, да блин, в самом деле, надо это исправить.
Кто-нибудь из вас уже заказывает цветы по-подписке?
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford