99% блокчейн-проектов, которые пытаются выйти на ICO – мусор. Все как и в обычной венчурной индустрии и даже хуже.
Насмотревшись на все это, я наконец-то созрел сформулировать главный критерий, по которому стоит фильтровать блокчейн-проекты. Этот фильтр можно применять для оценки привлекательности – инвестировать или нет в тот или иной проект или ICO. Его же мы будем использовать в следующем наборе программы Blockchain Founder в МГУ.
Все просто, это – сетевой эффект. Возникает ли в этом проекте сеть, сообщество и сетевой эффект? Если да – интересно, если нет – лучше не тратить время и использовать обычный краудфандинг, пусть даже и в криптовалюте.
У Facebook, Wikipedia, Airbnb, WhatsApp, сети биткоина и эфириум, Гербалайф и Avito – есть сетевой эффект. И даже у локальных экономик, типа фермерское хозаяйство – он наблюдается в небольших масштабах.
А вот у завода по производству плит, дачного поселка или нишевого интернет-магазина, такого эффекта нет.
Для описания силы сетевого эффекта и соответственно потенциальной ценности/стоимости всей сети есть 3 закономерности:
- Sarnoff’s Law, линейная закономерность – стоимость сети пропорциональна количеству участников. Подход справедлив для сетей “один ко многим”, например вебинары, youtube-просмотры, где 1 говорит, а все слушают. Или в fb-постах или telegram-каналах, где пост читают, но не комментируют и нет общения людей друг с другом. V~ n
- Metcalfes’s Law – когда все участники могут взаимодействовать со всеми (p2p), ценность сети пропорциональна количеству участников в квадрате. Например, в телефонных сетях, в мессенджерах, где люди пишут друг другу персональные сообщения из своего списка контактов, в денежных переводах, в email-переписке. Или когда в facebook-постах люди пишут комментарии, общаться друг с другом и добавляются в друзья. V~ n^2
- Reed’s Law – когда участники могут не только взаимодействовать друг с другом, но и образовывать собственные сети и подгруппы, ценность сети пропорциональна (2 в степени “количество участников”) Этот эффект виден в Slack или в FB/Telegram/WhatsApp-группах. Возникает сообщества внутри сообществ, компании внутри компаний. Круче и сильнее этого, науке пока ничего не известно. V~ 2^n
Возьмите, например, число участников = 10, и каждый из них стоит $1. Грубо ценность проектов с сетевым эффектом и без сетевого эффекта можно оценить так:
в случае, если только один общается со всеми V=$10, когда, все общаются со всеми V = $100, а когда эти 10 участников еще образуют собственные подгруппы по интересам, темам, проектам и т.п. (список вариантов огромен), то V = $1024
При бОльших числах участников, разница просто космическая.
Итак, главный вопрос: “возникает ли сетевой эффект?” Надеюсь, мы все его начнем задавать. Глядишь, количество треш -ICO проектов уменьшится.
Если сетевой эффект есть + участники обмениваются чем-то ценным (деньгами, товарами, услугами), то становится понятной экономика токена и почему вся система будет дорожать. Если сетевого эффекта нет, то мы получаем очередной “завод, который решил выйти на ICO” и все сводится к старому доброму краудфандингу (а-ля Kickstarter)
Еще вопрос, что может быть “убийцей биткоина”? Теоретический ответ: биткоин p2p сеть (V~ n^2). Если появится сеть X, у которой будут свойства биткоина+ способность образовывать подгруппы (V~ 2^n), то она победит. Но что это может быть на практике, пока не знаю. Похоже на эфириум, хотя его цена пока что явно отстает от биткоина по разным причинам. Но поживем 1-2 года увидим. Ваши идеи?
Итого, предлагаю простой тест, как быстро отличить интересный блокчейн-проект, от “липового”:
- Тут действительно нужен блокчейн? Может быть то же самое проще/дешевле сделать обычным способом.
- Тут действительно есть какие-то данные, по которым участники могут не доверять друг другу или “центру”? Если все друг другу доверяют, возможно проще обойтись обычной базой данных или excel-таблицей.
- Тут может возникнуть сетевой эффект? В этот проект захотят подключаться другие участники и нам понятна механика за счет чего это произойдет? Или это проект в стиле “автор просто хочет собрать денег”.
Если на все вопросы, ответ “ДА” – это достойная идея для дальнейшего рассмотрения.
Напишите в комментариях примеры/идеи блокчейн-проектов, у которых по-вашему есть явный сетевой эффект. Ведь каждый комментарий повысит ценность нашей с вами сети.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford