Не секрет, что в бизнесе, стартапах и любых проектах, все инвестиции идут не в идею и не в продукт, а в команду.
Итак, вот вам задачка — у вас есть, например, $100k личных денег и вы хотите их вложить в 1-3 команды за 1 год. Конечно, вы смотрите на это как на венчур-казино, то есть мысленно расстались с этими деньгами, но в случае успеха ждете 100 “иксов” на свои вложения в течение 5 лет.
Вы способны смотреть по одной команде в день и за год посмотреть 300 команд, но желательно первые встречи делать удаленно и тратить на каждую не больше чем 10-15 минут.
Процесс может быть такой: прочитал слайды, сделал zoom-созвон и потом нужно решить двигаться дальше или нет.
Долго выбирать тут не получится. Если команда быстрая, то она за 3 месяца с нуля может показать сильную динамику. И если вы будете выбирать по полгода, возможность может улизнуть, команда найдет другого инвестора, либо в разы подорожает.
Как в этих условиях неопределенности все-таки оценить именно команду, а не идею или отдельного человека?
1. Презентацию вам делает только один из участников команды (самый красноречивый). Можно ли по одному участнику понять силу всей команды?
2. В презентации будет слайд с командой, где все красиво отретушированы, обязательно широко улыбаются и в подписи у них указан 10-летний суперопыт в суперкомпаниях. Но являются ли прошлые заслуги хоть какой-то гарантией будущих успехов?
3. Вы можете предложить основателю пройти какой-нибудь MBTI-тест (тест Майерса — Бриггса) или тест в стиле Workplace Personality Inventory (оценка личностных качеств на рабочем месте). Но не сложилось ли у вас ощущения, что все эти тесты полный булшит?
4. Можно попробовать как-то оцифровать команду по компетенциям и применить к ней разные методики типа той, что показана в фильме “Человек, который изменил все”. Но если в футболе, по каждому игроку можно собрать историю 100 его предыдущих голов или пасов, то где вы возьмете столько данных в случае команды айтишников и какие это должны быть данные?
5. Еще можно, попросить сделать RACI-матрицу команды (по каждой функции и человеку отмечается —Responsible, Accountable, Consulted and Informed). Ну да, вы увидите еще один слайд, но что с того?
6. Еще есть тесты для оценки команд, лидерства и т.п. Например Рэй Далио в книге “Принципы” утверждает, что они используют тест — Team Dimensions Profile (Профиль командных ролей). Но может быть это еще хуже, чем MBTI? Почему бы не сходить тогда всей командой к астрологу?
7. Можно использовать какой-нибудь сложный опросник со скорингом и зашить в него “стоп-факторы”. Но будет ли он адекватен? У вас ведь нет возможности доказать это.
8. Можно положиться на свой здравый смысл, жизненный опыт и интуицию. Пообщался с разными людьми, вот этот понравился, а этот нет. Но действительно ли у вас безошибочная интуиция?
9. Часто используют концепцию — MVT (минимально-жизнеспособная команда), к ней иногда добавляют еще ментора/тренера/советников. Но доказать наличие такой команды или опровергнуть ее может только динамика и продажи. Как вы поймете динамику команды за 1 короткую презентацию?
10. Да, еще в презентации вам могут показать хороший рост выручки и динамику, а так же то, что туда кто-то проинвестировал. Но зачем вы им тогда будете нужны со своими $100k?
#10идейдня
В итоге, абсолютно у всех инвесторов и фондов этот процесс однотипный и скучный и дает конверсию в успех не более чем 1-5%.
Зачем тогда вообще заморачиваться и строить какую-то “воронку проектов” и имитировать видимость разумного выбора? Может быть с тем же успехом можно раздавать деньги вслепую?
Я даже слышал такую шутку: “Если мы будем помогать предпринимательству в России, то доля предпринимателей будет 1%, а если мы им будем мешать и наказывать, то их тоже будет 1%”.
Или может быть кому-то удалось хакнуть этот процесс? Поделитесь вашими подходами и методами в оценке команд проектов.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford