1. На фото приведена сравнение цен акций Papa Johne’s(красным) и Domino’s Pizza (синим). Это исторический отрезок с 2010-2017-й год, сейчас все уже немного по-другому.
2. Если посмотреть на график, может показаться, что пицца Domino’s в на порядок круче, чем Papa Johne’s. Но с точки зрения качества продукции или количества точек разница не такая уж и большая. В чем секрет? Может быть инвесторы идиоты?
3. Секрет в том, что одну компанию оценили по прибыли (EBITDA), а другую по выручке и LTV.
4. Papa Johne’s оценили по прибыли, как ларек с шаурмой, а Domino’s по выручке, как стартап. Почему?
5. Domino’s имеет мобильное приложение, собирают данные по каждому покупателю и хорошо отслеживают свою базу клиентов. Papa Johne’s в тот момент (2010-2016) не особо заморачивались каждым клиентом, и не привязывали клиентов в своем мобильном приложении.
6. Domino’s смогла показывать инвесторам рост клиентской базы, Retention/LTV и вот это все. Papa Johne’s не могла в тот момент показывать такие же данные, показывали только P&L (доходы и расходы).
7. Мораль: если вы можете собирать базу клиентов и отслеживать частоту покупок, возвращаемость по каждому клиенту — это стоит делать.
8. В этом плане актив — это хорошее местоположение (коммерческая недвижимость) и клиентская база, с регулярной частотой покупок и которая доверяет вашему бренду.
9. Берем обычную кафешку, привязываем всех клиентов через мобильное приложение и получаем lackin coffee (один из самых быстрорастущих проектов в Китае).
10. Берем обычный ларек с шаурмой с прибылью 100 тыс. руб. в месяц и выручкой 500 тыс. руб. в месяц, 6 млн. руб. в год.
Цена такого бизнеса по обычной оценке ~ 1 годовая прибыль 1,2 млн.
Теперь берем и привязываем клиентов через приложение, делаем бренд “Здоровая шаурма”, начинаем открывать точку за точкой, чтобы показывать рост хотя бы в 3 раза в год, делаем единую информационную систему с красивыми отчетами. И вот мы получаем оценку 2-5 годовых выручек ~ 20 млн. руб. за тот же бизнес с оборотами 6 млн. руб. в год.
1 млн. руб. и 20 млн. руб. — вот простая разница в оценке между FoodTech-стартапом и обычным ларьком с шаурмой в глазах инвесторов.
#10идейдня
(фото взято из презентации Леонида Комиссарова, которую он делал вчера на Школе инвестиций #unitedinvestors отдельное спасибо).
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford