99% успешных бизнесов в России — клоны западных.
- ВКонтакте — клон Facebook
- Ozon — клон Amazon
- Яндекс.Такси — клон Uber
- Joom — клон Wish
- и т.п.
Кажется, что все уже придумано и скопировано, но если оглянуться назад хотя бы лет на 10, можно увидеть волны и хайпы, сделавшие десятки людей миллионерами (или банкротами). Купоны, мессенджеры, соцсети доставка еды, такси, биткоин.
А значит, что и в ближайшие 1-5 лет будет что-то похожее.
Есть несколько наблюдений, относительно копирования, которые я вынес из личного опыта:
1. Всего есть 3 переменных (рынок, продукт, команда). Когда вы копируете, вы фактически убираете 2 переменные из трех (рынок и продукт) и дико упрощаете/удешевляете весь процесс.
По сути остается только одно слагаемое успеха — команда.
2. Когда идея становится очевидной для копирования, то это начинают делать все, начинается война клонов. Но кто побеждает в итоге?
– сыгранные команды
– с доступом к капиталу
– и другими нечестными преимуществами, чтобы защитить маржу через полгода.
3. Что значит команда сыгранная? Грубо говоря, вы делали до этого интернет-магазин, все процессы знаете, все шишки набили, всех собак съели. И тут вам нужно скопировать очередной eCommerce-проект, но с другой бизнес-моделью. Очевидно, вы это сделаете быстро, а любой другой — потратит полгода на обучение/притирку/набивание шишек.
4. Какие нечестные преимущества помогают? Доступ к капиталу инвесторов, к бренду или к ресурсам монополии. Например, доступ к дешевым кредитам из US, платежным данным от Сбербанка, трафику от Яндекса или соц.сетям от Mail Group.
5. Есть области, которые легко копировать и которые копировать практически невозможно. Лучшая область — eCommerce. Если посмотреть на братьев Замверов (Rocket Internet) и их портфолио, они копируют в основном eCommerce-проекты.
6. Что сложно копировать? Там, где уже устоялся бренд (например, Airbnb), там где появился сетевой эффект (Telegram, WhatsApp) и там где уже возник эффект масштаба (Amazon).
7. Все, что сейчас работает в Воронеже, год назад было проверено на жизнеспособность в Москве, а еще год назад было проверено на жизнеспособность в Калифорнии или Шанхае.
8. Все распространяется именно так — от крупных рынков к мелким. Редкие случаи, чтобы что-то было изобретено и проверено в станице Новомышастовской, потом внедрено в Москве и оттуда распространилось на весь мир.
Поэтому стратегия, копировать из US, еще долго будет рабочей, тупо потому, что там рынок в 50 раз больше. Разница, как между Москвой и Таганрогом.
9. Опасность копирования из US в том, что для них деньги – это фантики и не особо ценный ресурс. Они их печатают и заливают в экономику через те же фонды в стартапы, для поддержания спроса и чтобы все не скатилось в дефляцию.
Например, у большинства их образовательных проектов типа Coursera никогда не сойдется экономика (но они при этом могут поднимать по 100 млн. долларов). Считайте, что это государственное спонсирование. Повторять то же самое в РФ и за частные деньги — самоубийство.
10. В US ценный ресурс — люди и время. А вот в РФ, напротив, баксы — ценный ресурс, а вот время людей — не особо.
#10идейдня
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford