Я очень недоволен своим письмом и текстами. Возможно, это уже неизлечимо.
Собрал чек-лист рекомендаций всевозможных авторов и редакторов. Список того, чему я сам не всегда следую.
- Ежедневно. Это главный пункт. Без него все остальные теряют смысл. Совет Стивена Кинга — писать каждый день как минимум 2000 слов. Вечером пишешь много материала, утром — редактируешь, днем — еще раз редактируешь, вечером — публикуешь. Бывают дни похуже, бывают получше, но ты просто берешь и пишешь 2000 сколь угодно плохих слов. Ровно в 9 утра ставишь будильник на 5 мин. и заставляешь себя это время молотить по клавишам всякую ерунду, пока не поймаешь какую-то мысль. Так нужно делать хотя бы 10 лет подряд и глядишь — начало получаться.
- Аудитория. Пиши для друга, пиши для себя. Никакой другой аудитории не существует.
- Польза и честность. Можно писать криво, косо, неграмотно, хреново, как угодно. При этом тебя будут читать и даже подписываться на твой блог без картинок. И все это при одном условии — ты пишешь что-то полезное и делаешь это честно. Честно с самим собой, как с главным читателем.
- Просто и кратко. Если что-то можно выкинуть — нужно выкинуть. Сокращаем в 2 раза. Потом еще в 2 раза. Писать длинно —легко, кратко — сложно. Сложные слова заменить простыми. Непонятные, жаргонные и иностранные — понятными, простыми, русскими. Канцелярские штампы и избитые — синонимами. Писать заумно — не нужно напрягать мозг. Чтобы написать ясно — придется поработать. Длинные предложения дробим на короткие.
- Вслух. Читаем текст вслух. Если не хватает воздуха до конца, делаем 2 предложения. Если не звучит или спотыкаешься — переписываешь, пока не зазвучит и не будешь спотыкаться. У текста должен быть ритм, как у хорошего репа. Он должен качать. Когда говоришь фразу или читаешь текст с листа — уже задаешь ритм и пульс. Короткие абзацы и понятные заголовки, задают рисунок и делают из текста песню или унылый монолог.
- Переписывать. Переписать еще 3 раза, а лучше 5 раз. Показать друзья и переписать еще раз. Пишешь пьяным — редактируешь трезвым. Редактура и переписывание – это 80% времени и успеха.
- Лучший текст – картинка и диалог. Задача писателя – передать картинку из одной головы в другую. Рисуй кино в голове. Кино рисуется конкретными деталями и эмоциями. Полезно писать текст в форме диалога с читателем. Это как? Например я задаю вопрос, а он отвечает. И что? И потом стирать все эти вопросы. А потом? Потом останется хороший текст, который отвечает на все вопросы.
- Глаголы. Активные глаголы — основа живого текста, ясной картинки и динамики. Деепричастные обороты и пассивные формы — усыпляют и усложняют. Я иду домой — ДА. Прогуливаясь в направлении к дому — НЕТ.
- Структура. Один абзац, одна презентация — одна главная мысль, один тезис. Классическая схема: Тезис -> Аргумент 1 (фабула, поддержка, пример или картинка) -> Аргумент 2, Аргумент 3 -> Повтор тезиса. Один тезис подкрепляем тремя аргументами. Каждый аргумент подкрепляем примером. Один Аргумент направлен на одну ценность (Деньги, Правда, Честность и т.п.)
- Черновики. Собирай материал и заметки постоянно. Пришла мысль — записал. Должен быть ассортимент черновиков из чего выбирать. Количество переходит в качество. Питаться хорошей информацией, так же важно как хорошей едой. Читать хорошие книги, желательно вслух и с выражением. Чехов, Гоголь, Достоевский. Отписаться от новостей и мусора в ленте.
Литература:
- Уильям Зинсер. Как писать хорошо.
- Нора Галь. Слово живое и мертвое.
- Максим Иляхов. Пиши, сокращай.
- Барбара Минто. Золотые правила Гарварда и McKinsey.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford