Для этого есть целые аналитические агентства, которые продают такие исследования сетям типа Азбуки Вкуса или Шоколаднице.
Но если прибегнуть к здравому смыслу и простой арифметике, то результат получится не сильно хуже.
Итак:
1. Открываем 2gis или ЯндексКарты, где есть более-менее достоверная информация по всем заведениям. Рисуем квадрат = 1 квадратный километр (обычно это как раз 1-2 квартала) и в поиске вбиваем “продукты”.
Первый вопрос — как оценить количество жителей в квадратном километре?
2. Считаем количество домов в нашем квадратном километре. В каждом доме довольно просто оценить количество жителей по количеству квартир и подъездов. Для этого достаточно заглянуть в Гугл.Панорамы, даже ходить никуда не нужно.
В каждой квартире по статистике живет 2.2 жителя.
3. Короче, в том районе, что на фото оценочно живет 20 тыс. жителей. Да, можно ошибаться на плюс-минус 2-3 тысячи, но для нашей задачи это не принципиально.
4. Дальше считаем, сколько продуктовых магазинов. Их оказалось 20. И отмечаем, что рядом крупный Ашан.
Грубо — 1 продуктовый на 1 тыс. жителей. Как понять, конкуренция высокая или низкая?
5. Для этого оценим объем рынка продуктов в нашем квадратном километре. Будем считать, что 1 человек в месяц тратит около 10 тыс. руб. на еду и продукты (опять же грубо и не точно, но для оценки достаточно). 20 тыс. жителей тратят по 10 тыс. в месяц на еду = 200 млн. руб. в месяц.
То есть, если бы у нас было 20 одинаковых магазинов “у дома”, то у каждого было бы по 10 млн. руб. оборот в месяц.
6. Давайте теперь оценим экономику одного продуктового магазина, вытягивает ли он на 10 млн. выручки в месяц? Возьмем, например, ВкусВилл и немного погуглим+ сделаем предположения:
— Площадь около 200 кв.м.
— Аренда 600 тыс. где-то 3 тыс. руб. за кв.м. в месяц
— Выручка с квадратного метра в ритейле около 300 тыс. руб. в год, то есть около 25 тыс. руб. в месяц. То есть выручка такого магазина будет около 5 млн. руб. в месяц
— 5 млн. руб. в месяц ~ 166 тыс. руб. в день ~ 330 продаж в день со средним чеком ~ 500 руб.
— Прибыль около 10%, наценка на продукты около 50%, зарплата продавца около 2 тыс. руб. в день. (около 3-х тыс. в день с налогами)
7. Лучше свести это все к экономике одного квадратного метра:
— 25 тыс — выручка с квадратного метра
— 3 тыс. — аренда квадратного метра
— 17 тыс. — себестоимость продуктов
— 3 тыс. — персонал с налогами
— 2 тыс. — прибыль
8. Дальше берем секундомер и замеряем реальную проходимость за 5-10 мин., конверсию в покупатели и по номеру на чеке примерное количество покупок в день. Мы могли ошибиться в каких -то прикидках в 2 раза, но не в 10 раз.
9. Теперь смотрим явные нестыковки. Чуть раньше мы оценили, что у нас 1 магазин на 1 тыс. жителей, где каждый тратит примерно 10 тыс. руб. на еду, то есть ходит за продуктами 20 раз в месяц со средним чеком по 500 руб. Похоже, мы ошиблись либо с количеством покупателей, либо со средним чеком, должно быть раза в 2 больше.
И конечно стоит учесть близость Ашана, который перетянул на себя чуть ли не 50% трафика этого района.
Плюс делаем поправку на разницу в доходах/платежеспособности разных районов.
10. А дальше сравниваем несколько районов площадью в 1 кв.км между собой по количеству магазинов. Например, вы можете обнаружить районы, где на той же площади, с тем же числом жителей (1 кв.км.) находится 50-70 продуктовых магазинов.
Если вы вдруг дочитали до конца этот длинный пост, напишите сколько продуктовых магазинов “у дома” у вас на районе — больше чем 1 магазина на 1 тыс. жителей или меньше.
И покритикуйте, что еще важного я не учел или где сильно ошибся.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford