Для многих бизнесов и областей известен простой факт — лучшие клиенты приходят по рекомендациям.
Более того, в некоторых случаях без рекомендаций вообще не принято начинать каких либо телодвижений.
Это справедливо для образования, медицины, HR-а, инвестиций и т.п. Прямая реклама в лоб тут не работает, а иногда даже работает наоборот — отпугивает.
Внимание вопрос — можно ли создать устойчивую систему рекомендаций? Поделитесь своими идеями.
Вот, что я видел:
1. Нормально делай — нормально будет. Самый простой, известный и очевидный способ — годами нарабатывать репутацию и портфолио. Сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя.
Минус этого подхода — можно состариться, но так и не дождаться когда же зачетка начнет работать на тебя. Процесс неуправляемый, на него сложно влиять.
Те, кто умеют понятным образом привлекать клиентов, всегда обыгрывают тех, кто просто делает качественный товар. Конкуренция в каналах продаж сильнее, чем конкуренция за клиента. Поэтому слабый товар с сильным маркетингом всегда побеждает “просто хороший товар”.
2. Вклиниваться в те места, где люди спрашивают “порекомендуйте того-то”. Есть ряд сервисов, которые парсят такие запросы из соц.сетей
3. Предлагать деньги или что-то другое в обмен на успешную рекомендацию. Например в HR-е, часто предлагают $500-2000 тому, кто порекомендует подходящего кандидата.
4. Спрашивать существующих клиентов “с какой вероятность вы порекомендуете нас друзьям”. NPS-метод. И тем, кто готовы порекомендовать, напоминать это сделать.
5. Вводить механики типа “приведи друга”. Тебе и ему по 500 руб. на счет или по 1 месяцу бесплатно.
6. Делать оплату за какой-то контент не в виде денег, а в виде рекомендаций. Чтобы получить доступ – отправь 3 приглашения.
7. Запускать продукт по приглашениям. Напускать закрытости и элитарности. Типа как Яндекс.Аура недавно делали, Хабр или Лепра.
8. Работать с партнерами. Использовать “взаимный пиар”. Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку.
9. Самому активно просить рекомендации и смотреть кого рекомендуют и почему.
10. Самому активно рекомендовать других. Рекомендуй и будь рекомендуем.
#10идейдня
Еще варианты?
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford