Креативная экономика зарождалась с лозунгами «теперь каждый сможет зарабатывать на своём хобби». Однако существующие платформы работают по жесткому принципу капитализма — «богатые богатеют, бедные беднеют».
- Менее 2% создателей контента на Patreon зарабатывают больше минимальной оплаты труда в США.
- 99% музыкантов на Spotify (3 млн артистов) зарабатывают в среднем $36 в квартал.
- На игровых платформах та же ситуация. 25% игроков в Roblox сконцентрированы в одной игре.
Известные и популярные становятся еще более известными и популярными, и наоборот. Если вы будете играть под гитару онлайн, то будете конкурировать с миллионами. Но если вы пойдете с той же гитарой в переход метро, то можете стать “локальным монополистом перехода на 2 часа” и заработать за вечер больше, чем 99% музыкантов на Spotify за месяц.
В общем, 1% победителей за счет сетевых эффектов забирает весь банк. Стартапы пытаются решить проблему отсутствия «среднего класса криэйторов». Вот примеры проектов, которые недавно подняли инвестиции:
- Side Door подняли $3M инвестиций на «Uber для живых концертов». В пару кликов можно заказать рэпера на корпоратив или день рождения.
- Songfinch сделали маркетплейс для создания персонализированных песен на заказ. Инвестиции: $2M.
- Breakr объединяет две категории «бедняков креативной экономики»: начинающих музыкантов и небольших инфлюэнсеров. Музыканты получают площадку для поиска новых слушателей, а инфлюэнсеры — первые деньги с рекламы. Инвестиции: $4.2M.
- Calaxy — платформа для инвестиций в начинающих криэйторов на базе NFT. Инвестиции: $7.5M.
В чем тренд? Все больше людей хотят стать рэп-звездами, а не работать в офисе. У небольшой горстки получается этим зарабатывать на жизнь, а остальным приходится работать «клоуном за мелкий прайс». Значит, пора создавать новые сервисы для монетизации «длинного хвоста» креативщиков. Сейчас неплохое время копировать подобные сервисы в Россию и зарабатывать на мечте миллионов «стать звездой».
Как это применить начинающему музыканту? Как это ни странно, но начинать с «локальной монополии»: делать музыку под заказ, играть вживую, собирать первых фанатов лично, и не пытаться конкурировать с миллионом треков на Spotify. Всем рекомендую прочесть статью про экономику увлечений и 1000 true fans
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford