Когда деньги становятся целью, цель теряет смысл

Есть такая закономерность, которую назвали законом Гудхарта (Goodhart’s law), по имени экономиста, который ее первым сформулировал.

Суть такая: “Если метрику сделать целью, то это становится плохой метрикой/ When a measure becomes a target, it ceases to be a good measure”.

Этот закон хорошо на себе прочувствовал каждый, кто работал в крупных компаниях по KPI и видел, к какому маразму это приводит.

Например, когда в компании все резко начинают заниматься оптимизацией затрат, то в результате пропадает туалетная бумага и увольняют уборщицу.

Еще примеры:
1. Когда блогер стремится к количеству подписчиков, он перестает писать умные, честные вещи и начинает постить короткие цитаты великих и фото котиков.

2. Когда главная цель компании — выручка и рост акций, пропадает миссия и смысл. Остаются лишь числа. В таких компаниях к рулю приходят аналитики и кто-то из финансов и компания быстро идет на дно.

3. Основатели компаний, у которых есть какая-то простая миссия (например, сделать толстых — худыми, а больных — здоровыми) могут всю жизнь строить компании вокруг этих “простых” и больших задач. Они не “выгорают” оттого, что акции компании сегодня пошли вверх, а завтра вниз.

4. Самые грустные и выгоревшие люди, которых я видел — финансисты, бухгалтеры и биржевые брокеры.

Они видят, как кто-то создает ценность (например, делает слепых — зрячими). Дальше они пытаются эту ценность оцифровать, а потом подменить цифрами цель.

5. Например, если раньше целью было “сделать всех слепых зрячими”, то теперь становится “расти на 100% в год по выручке”. И если количество слепых вдруг уменьшится из-за хорошей работы компании, то акционеры будут недовольны, они потеряли рынок и актив.

6. Миллион долларов не делает никому лучше сам по себе. Это просто метрика, кредит доверия и время одних людей, доступное для управления другими людьми.

7. Возможно, самые главные и лучшие цели, это те — которые нельзя полностью выразить деньгами или любыми другими метриками.

8. У меня есть пара знакомых, которые уже больше 10 лет пытаются “срочно заработать 100 тыс./миллион и т.п. в этом месяце” и “похудеть на 10 кг за 1 месяц”. Первый влез в кредиты, второй — подорвал здоровье.

Не так-то просто научиться отличать цели от метрик и свет от тени.

9. Никакой метрикой нельзя полностью выразить то, что человек здоров, хорошо себя чувствует и доволен жизнью.

Нельзя подменять здоровье целью “похудеть на 10 кг за январь”.

Нельзя подменять пользу людям, желанием заработать еще $1M.

10. Возможно, понимание закона Гудхарта и есть то, что отличает здоровых и богатых, от бедных и больных.

Нет, я совсем не против метрик, напротив, всячески их люблю и собираю по-возможности. И этот пост я написал как напоминалку самому себе.
#10идейдня