Очевидная мысль — любая продажа происходит только в том случае, если покупатель актива оценивает его дороже чем продавец. Короче, если у вас кто-то хочет купить бизнес или стартап за 1 млн. руб., значит он рассчитывает заработать на этой покупке, например, 2 млн. руб., иначе зачем ему покупать?
А теперь представьте себе ситуацию, что в процессе продажи, вы разгадали план покупателя. И поняли, блин, я ведь тоже могу заработать на этом 2 млн. руб. (вдруг вы действительно можете). В итоге вы взвинчиваете цену до 2-х млн. руб. и покупатель отваливается, т.к. для него интерес к покупке и ценность сделки пропадает.
Итак, уточним вопрос: в каких таких ситуациях покупатель может заработать в 2 раза больше продавца на той же самой сделке?
1. Например, компания размещается на бирже NASDAQ. Цена одной акции = $10, а оценка компании $10B. Если ваша штука поднимет стоимость акций компании например на 10%, то они заработают на сделке $1B =($11B- $10B). Конечно, за такую сделку можно отдать $100M. При этом вы на своей штуке можете зарабатывать всего $1M в год и по такой оценке вам конечно выгоднее продаться, чем ждать 100 лет.
2. Когда у вас получился хреновый стартап и вы думали его уже закрывать, но кто-то вдруг из известных компаний готов его взять за символическую плату или даже даром. И тут вы представляете пресс-релиз в Forbes. Вариант А. «Основатель такой-то похерил очередной проект». Вариант B. «Известная компания B приобрела стартап А. Сумма сделки не разглашается. Это очередной успешный выход серийного предпринимателя Иванова». Конечно вы выберите вариант B. Кстати, реальный случай.
3. Например, у вас ларек с шаурмой у метро. Вы зарабатываете на нем 100 тыс. руб. в месяц, а весь бизнес оцениваете в 1,2 млн. руб. Приходит покупатель и предлагает вам 1,4 млн. руб. Вам выгодно? Да. (можете купить другой ларек и еще 200 тыс. останется). Покупатель перестает продавать вашу шаурму и открывает там бизнес, где доходность с кв.м. выше. Например «кофе с собой». Почему вы не сделали того же самого? Просто не знали или не любите кофе.
4. Вы сделали какую-то штуку, которую покупатель может легко повторить за 1 год. Но за 1 год может произойти что-то непредвиденное, а покупателю почему-то нужно сейчас, поэтому имеет смысл заплатить больше за экономию времени.
5. У вас большой портал автомобилей, на котором аудитория X и вы зарабатываете Y на баннерах. Ваша ситуация — много площадей, где можно крутить рекламу, но мало рекламодателей.
В то же время есть игрок, у которого много рекламодателей и «узкое место» в том, что выбрали всю возможную аудиторию и нет больше мест, где крутить рекламу. Так Яндекс купил auto.ru
6. Когда появился новый проект, на который нужны деньги и время. В этом случае вы с удовольствием продадите старый с дисконтом.
7. Когда у вас эксклюзивный актив (технологи, талант и т.п.), который невозможно быстро скопировать или повторить и на рынке есть два и больше покупателя, которым это очень нужно для борьбы друг с другом, например Apple и Samsung. Тогда срабатывает аукцион и стоимость актива взлетает на порядки.
8. Когда у вас большая аудитория, но убыточный проект, и есть кто-то, у кого цена акций зависит от размера аудитории больше чем от операционных прибыли/убытков. Например, так Facebook купил WhatsApp.
9. Когда вы сидите в US и делаете Airbnb и думаете, что в России по улицам ходят медведи и вообще рынок мелкий и не интересный. И тут вам письмо: «Привет, я Иванов, давайте буду вашим представителем в России». Инвесторам можно сказать про новый рынок, вдруг еще вырастет или конкуренты зайдут туда первыми, почему бы нет?
10. Иногда муж покупает жене салон красоты, а родителям ферму, лишь бы чем-нибудь занять полезным. И каждый месяц покрывает убытки, списывая их на хобби.
#10идейдня
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford