На моих глазах в РФ зашли Airbnb, Houzz, Groupon, HotelTonight, Alibaba, WeWork и много других больших и хороших проектов. Кто-то зашел через покупку местной команды, кто-то через открытие представительства.
Как пел Егор Летов: “Джим Моррисон умер у тебя на глазах, а ты остался таким же, как и был”.
Вопрос — кто еще из международных проектов/стартапов может в ближайшее время сделать попытку зайти в нашу самую большую по площади, но маленькую по деньгам страну (1-2% от мирового ВВП), к тому же политически нестабильную.
И можно ли на этот процесс как-то повлиять.
Вот несколько мыслей россыпью по этому поводу, дополняйте:
1. Если какой-то стартап бурно растет и поднимает раунд за раундом, то выход в РФ для него— это плюс новый рынок, который сильно повышает привлекательность в глазах инвесторов и помогает привлечь новый раунд.
2. Грубо говоря, если ты можешь купить в РФ проект за $10M и после этого поднять свою оценку в глазах инвесторов на $100M — это крутая сделка.
3. Россия, практически по всем категориям затрат довольно бедная страна, кроме еды, одежды и еще нескольких категорий затрат. На еду мы тратим почти столько же, сколько американцы и европейцы. Только у нас еда – это 50% семейного бюджета, а у них 10%.
4. Поэтому первое, на что стоит смотреть, это FoodTech. Смотрим, на crunchbase проекты, которые растут в FoodTech и видим, например, Cloud Kitchen.
5. Санкции и торговая война Китая и США должны только увеличивать желание китайских компаний заходить в РФ. Отсюда Pinduoduo и другие китайские проекты коллективных закупок.
6. Любые растущие проекты и бизнес-модели в области туризма, т.к. там принципиально важно присутствовать на всех рынках и континентах, даже там, где мало денег. Тут есть ряд проектов на базе Airbnb — экскурсии, обмен домами и т.п. Проектов много, но что-то большое и новое сходу назвать затрудняюсь, разве что OYO.
7. Некоторые представительства открывались очень просто.
Все начиналось с письма примерно такого содержания: “Привет, Джон! Это Алексей. Из России с любовью. Я ваш давний фанат и хочу продавать ваш чудесный продукт в нашей стране. У вас все равно руки до нас не дойдут. Рынок мелкий и не приоритетный, к тому же холодно, медведи и мужики с водкой и балалайками. А я смогу сделать вам продажи, после которых, вы своим инвесторам скажете, что открыли большой перспективный рынок Европы. Будет новостной повод и PR, новый раунд поднимете. Давайте я буду вашим представителем? Можете просто ответить yes обратным письмом.”
8. Представьте, что вам написал кто-то из Албании и предложил продавать ваш продукт у себя, да еще и % какой-то отчислять. Если вам пофиг на Албанию и не доставит никаких проблем и гемора, то пусть себе продает.
9. И кстати, если мы будем продавать в Москве и в Албании, то мы ведь тут же можем называть себя “международным проектом”. Звучит замечательно.
10. Примерно так же отреагирует Джон из US на письмо из России, если вы отправили письмо нужному Джону в нужное время.
#10идейдня
Ваши ставки и прогнозы, какие проекты скоро зайдут в Россию?
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford