Кто как заработал первые деньги. 14 лучших задач для развития бизнес-навыков у школьников и не только

Недавно провел мини-исследование: кто как заработал первые деньги, каким образом школьнику лучше находить будущую профессию и какие задания лучше всего развивают предприимчивость у детей. Это все в рамках курса “Основы бизнеса для школьников“, который мы делаем с Аркадием Морейнисом. Много интересных открытий. Хотел поделиться.

Чуть раньше я опубликовал список всевозможных подработок для детей, студентов и пенсионеров. Эта статья за 2 недели набрала более 70 тыс. просмотров практически  одними перепостами.

 

Снимок экрана 2016-01-31 в 16.11.17

 

Теперь про исследование. Вот такой опросник мы с Аркадием опубликовали в соц.сетях. В опросе приняло участие более 130 чел. Большое спасибо всем, кто откликнулся – завтра отправлю вам подборку из 5 статей, как обещал.   Отчет из typeform вы можете скачать тут (pdf)

Интересные наблюдения про первую работу и поиски себя

Снимок экрана 2016-01-31 в 16.33.38

 

“Бутылочники” победили с большим отрывом. Большая часть опрошенных именно так заработала первые деньги (и я в их числе). Сразу приходит на ум песня БГ “Поколение дворников и сторожей”. Хотя у Марии Подлесновой во флешмобе #моипервыеденьги  картина совсем другая. Facebook – тот еще лицемер.

Из интересных первых работ, попавших в раздел “другое”:

  • Продавала макраме  иностранцам

  • Устроилась на работу секретарем

  • Собирал и сдавал ягоды

  • MLM
  • Спекуляция дефицитными товарами

  • Работал на заводе
  • Убирал улицы

Теперь про то, как люди нашли текущую работу/призвание/профессию. Долгое время лидером ответов был “Я до сих пор в поисках”. К счастью, он сместился на 3-е место. Большинство написали, что “хобби стало работой”

Снимок экрана 2016-01-31 в 16.40.03

еще из интересных ответов:

  • Случайно
  • Жизнь заставила

Этим 2-м ответам я верю больше всего.

Теперь вернемся к школьникам.

Как школьнику помочь найти профессию и развить предпринимательские навыки

Места распределились таким образом. Самым правильным ориентиром, по-мнению большинства, являются хобби и увлечения. А что если основное увлечение ребенка играть во ВКонтакте в танчики? Возможно для таких случаев придумали народную мудрость “растет пацан – армия исправит”.

Снимок экрана 2016-01-31 в 16.58.05

Идея “обращаться к школьному психологу” оказалась худшей. И я с этим полностью согласен. Берегите детей от психологов )

И еще один лайфхак: если не знаешь куда поступать – поступай на физика или математика. При прочих равных математик/физик легко переучивается в экономиста, инженера, историка, философа. А вот наоборот – почти нереально. Короче из “четкого” математика можно сделать “мутного” гуманитария, но не наоборот. То есть адаптивность людей с техническим образованием гораздо выше в условиях перемен и неопределенности.

Теперь переходим к самому главному. Какие такие мероприятия лучше всего развивают предприимчивость школьников. Вот итоги голосования:

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.06.17

Я исследовал эту тему глубже и в итоге отобрал 14 лучших заданий для школьников для развития предприимчивости. Эти задания (частично) войдут в практику нашего курса “Основы бизнеса для школьников” Я конечно не уверен, что каждый ребенок успеет сделать все задания за 8 недель курса, но мы попробуем и расскажем что получилось.

Итак, вот мой хит-парад.

14 лучших задач для развития предприимчивости у школьников и не только

#1 Сделать видеообзор продукта/сервиса/игры. Результат –  ссылка на youtube

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.22.46

 

#2. Сделать что-нибудь своими руками, что можно продать. Handmade – сфотографировать и описать. Результат – ссылка на объявление на avito/etsy и др.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.26.32

 

#3. Найти что-то использованное дома, сфотографировать и разместить на Avito. Результат – ссылка на объявление на avito

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.29.07

#4. Предложить свой навык/талант/хобби, который можно продать как услугу. Результат – ссылка на fl.ru/youdo/avito и др.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.32.10

 

#5. Решить какую-то бытовую проблему с помощью изобретения. Например,  электроплита покрывается жиром – предложить скатерть для электроплиты.  Результат – короткая видеопрезентацияи ссылка на youtube

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.34.14

 

#6. Записать свои или семейные доходы/расходы за 1 месяц. Активы и пассивы. Свой бюджет. В блокнот – показать фото и выводы.

4

 

#7. Собрать отзывы от клиентов по каком-то продукту/сервису/ресторану. Результат – оценка продукта/заведения и отчет.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.40.28

#8. Сделать вебсайт для своего бизнеса. На WordPress/ Wix / Tilda + Логотип своего бренда. Результат – ссылка  на сайт

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.43.48

 

#9. Разместить вакансию – кто тебе нужен в помощники/или свое резюме. Результат – ссылка на fl.ru/moikrug.ru

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.45.31

#10. Организовать флешмоб/вечеринку / собрать команду из 3-5 человек, распределить по ним задачи. Результат: программа, участники + фотоотчет о вечеринке.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.49.42

#11. Организовать экскурсию по району/интересному месту. Результат: программа, участники + фотоотчет об экскурсии.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.50.33

#12. Обучить кого-то из младшего класса какой-то теме на выбор. Репетиторство. Записать процесс обучения и отзыв ученика.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.52.28

#13. Посчитать экономику ближайшего кафе: проходимость/средний чек и т.п. – оценить прибыльно оно или нет. Результат – лист с расчетами и краткое видео с походом в это кафе.

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.53.54

#14. Сделать доброе дело. Бесплатно. Волонтерство. Так чтобы никто не узнал. Принести пользу. Убрать мусор в подъезде, перевести старушку и т.п.  Тут никаких ссылок, это должно остаться в секрете )

Снимок экрана 2016-01-31 в 17.55.09

Если вы уже делали что-то подобное и вам есть что показать напишите в комментариях + обязательно ссылку на пример работы вашего школьника. Мы чуть позже все опубликуем и сделаем конкурс.

А пока что можете посмотреть программу и записаться на наш курс “Основы бизнеса для школьников”

Основы бизнеса для школьников. Курс >>