Знаю многих, кто мучается вопросом, куда сейчас вкладывать деньги. Тем более из каждого утюга слышно: «рецессия», «инфляция», «стагфляция». И сегодня я нашел шикарный рецепт от Коди Санчез в ее блоге.
Идея простая и гениальная в стиле «продавай дороже, покупай дешевле»:
1. Когда рынок растет, нужно инвестировать в то, что обгоняет рынок по росту. Разные стартапы и «акции роста» типа Facebook или Яндекс. Например, Robinhood когда выходил на биржу оценивался в 40 годовых выручек!
2. Когда рынок падает, нужно инвестировать в то, что падает медленнее других и остается прибыльным с большим запасом + продолжает генерировать денежный поток. Но что это за типы бизнесов? Это точно не стартапы (Robinhood и Groupon потеряли больше 80% после IPO) и не «акции роста» типа Facebook. Это больше похоже на «акции стоимости» типа Газпром, но не совсем.
Коди приводит критерии бизнеса, оптимального для покупки во время рецессии:
1. Без инноваций. Это должен быть обычный, скучный бизнес без всяких инноваций. Например, химчистка, где до сих пор нет ни сайта, ни Instagram, ни email-рассылки, но она почему-то жива и прибыльна.
2. Старый. Это бизнес должен быть без особого роста, но прибыльным и существовать хотя бы несколько лет, в идеале лет 10. Это значит, что его владелец уже задолбался заниматься этим бизнесом и никак не смог его вырастить. К тому же оценка у не растущего бизнеса будет гораздо ниже, чем у растущего.
3. Слабый. Если вы видите, что это полный ужас (совковый сервис, нет сайта, всех нужно уволить), но при этом бизнес многие годы прибыльный, значит тут слабая конкуренция и это отличный шанс!
4. Простой. Они должны продавать простые и понятные штуки. Так, чтобы даже дебил разобрался + чтобы легко можно было найти управляющего на такой бизнес даже в посёлке из одних стариков.
Вот мой top 10 таких бизнесов, причем из областей, защищенных от рецессии (см. список из 15 областей, которые растут в кризис)
1. Сервис по ремонту авто или одежды (ателье). Магазины в стиле «сделай сам», Леонардо или OBI.
2. Фастфуд (пиццерии, суши, сосисочные)
3. Магазины алкоголя или шоколада/сладостей.
4. Ломбарды.
5. Микрокредитные организации.
6. Курсы быстрой переквалификации и трудоустройства в офлайне (сантехники, наращивание ресниц, барберы, официанты)
7. Секонд-хенды.
8. Ветеринарные клиники и магазины товаров для животных.
9. Сервисы по уходу за домом: чистка, уборка, покос газонов, стеджинг (предпродажная подготовка домов).
10. Дешевые придорожные отели, заправки и почти любой бизнес по трассе Дон М4 и в Крыму (там практически все отстает лет на 5 от Москвы).
Дальше Коди приводит метод, что с этим делать:
1. Покупаешь слабый, старый, простой, но прибыльный бизнес. В тех секторах, которые защищены от рецессии (см. мой пример выше)
2. Немного улучшаешь и поднимаешь цены. Лучшая защита от инфляции это бизнес, где ты можешь поднять цены в 2 раза.
3. Добавляешь управляющего и новые технологии. Внедряешь email-рассылку, CRM, налаживаешь воронки продаж и вот это все.
Высший пилотаж: во время рецессии дешево купить старый, скучный, но прибыльный бизнес (одиночная пиццерия), внедрить технологии, а во время роста назвать его стартарапом и продать дорого (ДоДо Пицца).
Звучит как отличный план! Поделитесь со мной примерами скучных, старых, но прибыльных бизнесов в комментариях или ЛС в telegram: @alexeychernyak
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford