Не пишешь = не думаешь. Метод продуктивности и ведения заметок — Zettelkasten

Был такой дико продуктивный немецкий ученый — Николас Луман, он написал 77 книг и еще много всего. Свою невероятную плодовитость он объяснял методом Zettelkasten (в переводе с немецкого — “картотека”).

Он делал все это на обычных карточках и блокнотах от руки, а сейчас то же самое можно делать с помощью заметок в телефоне.

Вот краткая суть метода, как я его понимаю и даже немного применяю:

1. На все случаи жизни делаешь короткие заметки в iPhone. Прочел интересную статью — написал свой короткий конспект. Плохое настроение — написал как хреново живется. Пришел на ум веселый стишок — записал четверостишье. Встретился с друзьями — написал, как все прошло.

Кто-то это сразу вываливает в twitter, кто-то просто добавляет в заметки и никому не показывает.

2. Крайне важно писать постоянно, кратко, просто и своими словами.

Мощная мысль, о которой говорит Луман — мы думаем только тогда, когда формулируем слова. Наш основной мозг находится не в голове, а вовне — в языке и культуре, которую мы все создаем уже тысячи лет. Могу подтвердить это по себе. Короче, кто не пишет — тот не думает.

3. Отсюда простой рецепт, как поумнеть — постоянно писать заметки. Говорят, что “думать нужно руками”. Да, любая стоящая мысль создается на бумаге или где-то вовне, в процессе ее “отчуждения” и обсуждения, а вовсе не в голове, как всем кажется.

4. Дальше эти заметки нужно пометить тегами и ссылками на другие заметки. Это можно делать вечером, например. Так получается сеть заметок. Ваша личная Wikipedia.

5. Любое новое понятие или заметка должны как-то стыковаться к тем, которые уже есть, иначе зачем она? Например, вы учите экономику и вам попалось новое понятие “Contribution margin”. Что это за зверь, как его запомнить и применить?

Как делают двоечники — они просто зубрят новое понятие и потом его забывают и применить не могут.

Как делают отличники — они вплетают новое понятие в сеть старых понятий, объясняют самому себе новое, через старое. Задают себе вопросы типа — чем это отличается от обычного “margin”, а что если так, а если эдак, а вот на таком примере?

Тем самым новое понятие получает пару десятков гиперссылок на старые, уже привычные и тоже становится привычным.

6. Итак, каждая заметка — это законченная короткая мысль, с 2-3-мя тегами и парой ссылок на похожие заметки по смыслу.

7. Когда таких заметок накапливается несколько десятков, то можно еще добавить рубрики или объединить их в какую-то общую тему, статью, заметку или пост. Или объединить в книгу.

8. Еще одна интересная мысль Лумана — ничего не создается с нуля. Любая статья или книга, это десятки накопленных заметок, которые вы в определенный момент собрали и структурировали.

Если посмотреть на творчество Маяковского, многих писателей или ученых — видно, что они собирали свои произведения ровно тем же образом, из десятков заметок и черновиков, порой совсем коротких, банальных и обычных.

9. Если новичок пытается сесть и написать книгу — его ждет полный провал, потому что он пытается сразу из головы придумать сложную структуру “сверху вниз”, потом силой воли что-то писать по каждому пункту, а это сложно и требует невероятной дисциплины.

В то же время методом коротких заметок “снизу вверх” писать очень легко, нет никакой структуры, можно перескакивать с темы на тему, писать только то, что тебе интересно здесь и сейчас.

Но если это все увязывать в сеть (делать личную wikipedia), то со временем из этого всего легко можно собрать несколько книг. Так Лумен собственно и написал аж 77 штук.

10. Из полезного инструментария: заметки в телефоне + бесплатное приложение Zotero для компьютера. Notion так же прекрасно подойдет. Есть еще несколько специализированных: roamresearch, DEVONthink.

Теги: #10идейдня #zettelkasten #tweekly

Ссылки:
1. takesmartnotes.com — тут подробнее про сам метод.
2. tweekly.ru — тут моя рассылка с трендами. На этой неделе один из трендов — методы повышения продуктивности и в частности Zettelkasten, как пример.
3. daily10.ru — в этом блоге дублирую все заметки и связываю их в рубрики.