Тренд 9 на 2021. No-code и замещение человека

Это предпоследний тренд из 10, которые я решил обобщить на этот год. Старался не выдумывать из головы — брал каталог наших обзоров tweekly за 2020-й (там более 450 штук) и обобщал наиболее повторяемые.

Автоматизация и no-code были одними из самых часто встречаемых слов. Если присмотреться к ним внимательнее, то можно увидеть, что софт и роботы вытесняют человека по всем фронтам. Кого-то это может привести в ужас, но тренд именно в эту сторону. Более того, даже в ТРИЗ есть такой закон (см. закон 12) — на определенном этапе развития системы, человек оттуда вытесняется.

И если раньше это было сложно и дорого, грубо говоря, чтобы автоматизировать одного рабочего нужно было два программиста, то теперь все стало легче и дешевле. И поэтому автоматизация добралась и до кассиров и даже до самих программистов.

Вот основные области, из которых софт и роботы продолжат массово вытеснять людей уже в этом году:

  1. Приготовление еды  (повары, официанты)—> разнообразные автоматы для приготовления еды.
  2. Тестирование программного кода (тестировщики) —> no-code сервисы и автотесты.
  3. Продажа товаров и продуктов (кассиры) —> вендинговые аппараты.
  4. Рутинные корпоративные бизнес-процессы (юристы, бухгалтеры) —> b2b no-code решения.
  5. Генерация картинок и изображений, преобразование контента (копирайтеры, дизайнеры) —> различные saas-сервисы.
  6. Общение (коучи и просто собеседники) —> ИИ, которые интереснее живого человека.

Теперь перейдем к примерам.

Замещение поваров, официантов, посудомоек

Еще в 2016 McKinsey писали о том, что 73% ресторанной отрасли не использовало свой потенциал для автоматизации.

  • Bbox Cafe представляет полностью автоматизированную кофейню, где кофе готовят и крусассаны подают роботы-манипуляторы, а оплата делается с помощью мобильного приложения. Отсутствие людей позволяет снизить цену на 20-45% на напитки. Тот же сервис для обедов – Nourish.
  • Blendid с помощью руки-манипулятора готовит смузи, и компания добилась неплохих успехов – от университетских кампусов до Walmart.
  • Robojuice готовит соки, и это вполне человекоподобный андроид-бариста с цифровой улыбкой. В остальном принцип действия тот же.
  • А Miso Robotics (+17M$ от инвесторов в этом году) не владеет точками продаж, но продает роботов для жарки стейков и приготовления полноценных блюд. За этот год у стартапа появилось более 400 новых точек.
  • Creator продает автоматизированные бургер бары самообслуживания и уже привлек более 18 млн долларов инвестиций.
  • Dishcraft отбирает работу у посудомоек – соберет, заберет и привезет обратно всю посуду в заведении. В этом году подняли 20 млн инвестиций.

Замещение тестировщиков

Тренд автоматизации не щадит никого, даже программистов и тестировщиков. Недавно два стартапа в области no-code решений для тестирования ПО подняли инвестиции.

Ponicode создал платформу на базе AI и ML для тестирования ПО. Стартап основан год назад, уже умеет решать распространённые задачи, которые требуют много человекочасов. Ponicode привлёк €3M инвестиций.

Похожий стартап по no-code тестированию мобильных приложений Waldo недавно поднял $6.5M. Совсем скоро большинство стандартных задач, для которых раньше нужны были программисты, можно будет выполнить с помощью no-code решений: создать приложение с помощью Amazon HoneyCode, сделать A/B тест с помощью Waldo, создать лендинг на Тильде и сразу зарабатывать деньги.

Замещение копирайтеров

Нейросети уже угрожают копирайтерам (CopySmith из новогоднего выпуска #tweekly). На очереди – дизайнеры. Новый алгоритм от OpenAI умеет генерировать картинки по текстовому запросу. ИИ даже умеет понимать сложные абстрактные комбинации: например, капибара из пикселей, сидящая в поле, или белый куб, смотрящий на свое отражение в зеркале.

Похоже, это мечта маркетологов всего мира: для создания digital-кампаний недостаточно одной или двух версий креатива, но создавать «ручным» способом десятки вариантов затратно и долго.

До этого мы писали про «Николая Иронова» – нейросеть для создания логотипов от студии Артемия Лебедева. Уже сейчас можно зайти в пельменную, брендинг которой создавала нейросеть. Люди всё больше выполняют функцию кураторов, а сами творения в огромном количестве генерирует ИИ.

 

Замещение исполнителей корпоративных бизнес-процессов

Немецкий Bryter забрался в самую скучную нишу – автоматизация корпоративных процессов. Зато недавно привлек $16 млн в раунде А.

Самый понятный, но от этого ничуть не более веселый use-case — процесс составления договоров. Юрисконсульт в условном Газпроме больше не сражается с отделом разработки за удобный интерфейс приложения для автоматического заполнения договоров, а делает такую программу сам. Пользователь составляет логику процесса в визуальном редакторе применяя свою expertise, чтобы, например, подставить пункт о банковской гарантии, если контракт более чем на $1млн.

Стартап Unqork в 2020-м привлек мегараунд в размере $207M. Проект позволяет создавать сложные технологические продукты внутри компаний через простой drag-n-drop интерфейс. Можно создать CRM, заточенную под свои нужды. Можно сделать свой Facebook или TikTok внутри компании. В общем, как Bubble, но с прицелом на В2В. И судя по размеру инвестиций, В2В куда более денежная тема для no-code.

Замещение кассиров

Помимо того, что мы видим на кассах в Ашане, Пятерочке и т.п. (где кассиров постепенно замещают киосками самообслуживания), в том и этом году растет количество вендинговых аппаратов.

С началом пандемии вендинговые аппараты стремительно взлетели в популярности: социальная дистанция, закрытия ресторанов и кафе, необходимость снижения расходов на персонал во многом помогли тренду. В начале 2020 года отрасли предсказывали ежегодный рост в 2,6%, а уже к концу года прогнозы улучшились до 11%. Всего сегодня в мире установлено порядка 15 млн аппаратов, треть из которых находится в США.

Вендинг традиционно находится в руках малого бизнеса. Ни у одной из компаний в этой отрасли нет более 5% рынка, а в US 2 миллиона аппаратов принадлежат 17,6 тысячам малых предприятий и ИП.

Вот почему вендинг выбирают в качестве простого “side-hustle” (доп. заработка):

  • Низкий входной порог. Хорошее подержанное оборудование можно приобрести за $1,5-2К. Авито, Facebook Maketplace, Craiglist в помощь.
  • Низкие затраты по времени. Удаленный мониторинг и контроль остатков через приложение сильно помогают предпринимателям. Владея 35 аппаратами, можно тратить один день в неделю на обслуживание остатков и собирать 10 тыс. долларов в месяц.
  • Хорошая юнит-экономика. Она должна сходиться с первого месяца и позволяет без труда реинвестировать в расширение бизнеса. Маржа на продукт колеблется от 40 до 90%, а в среднем с одного аппарата в хорошей локации можно достигнуть общей маржинальности в 40%. Самые большие затраты – комиссия за арендные площади (до 25% с оборота) и затраты на пополнение товара.

В целом, владея 30-35 машинами вполне реально достигнуть чистой прибыли в 4-5 тыс. долларов ежемесячно и не беспокоиться о трудоустройстве.

Единственная незадача в том, что вендинг чуть менее, чем полностью зависит от офлайнового траффика, а большинство хороших мест уже заняты. В среднем предприниматель делает более 100 звонков, чтобы договориться о месте установки.

Замещение коучей и собеседников

В чем суть коучинга? Посторонний человек выслушивает твои проблемы, задает тебе стандартные наводящие вопросы, а затем ты сам на них отвечаешь. Идеальная модель для автоматизации.

Между тем, персональный коучинг – это уже миллиардный рынок, который два года назад обещал вырасти до 1,4 млрд к 2022 году, а с пандемией и обострившимися проблемами ментального здоровья (депрессия и суицид сегодня одни из главных причин смертности) рост точно превзойдет эти цифры.

С Siri и Алисой можно поговорить на задушевные темы, но через пару фраз понимаешь, что ответы уж очень невпопад, и звонишь своему живому коучу.

Replika адаптировала алгоритмы для разговора о личных вопросах и взлетела: на сегодняшний день у приложения более 5 млн пользователей на Google Play Store (и еще столько же в AppStore) при средней оценке 4,8 и 43К подписчиков в facebook с более 2000 постов в месяц. При этом есть подгруппы – Replika Psychology (4.9K), Replika Romantic Relationships (2,5K).

А в Китае набирает популярность Xiaoice (Сяойс) — ИИ с приятным женским голосом, с упором именно на построение романтических отношений. Секс по телефону умер, чтобы возродиться снова.

У бота уже 600 миллионов (!) пользователей. Некоторые общаются с Сяойс более 20 часов подряд и отправляют 7000+ сообщений за один “сеанс”. Люди отмечают искренность эмоций и подстройку под настроение собеседника.

Компания, создавшая Xiaoice, получила неплохой хайп – в ноябре они привлекли раунд (сумма $10M+) и заработали $15M выручки с других проектов – компания также занимается разработкой виртуальных ассистентов под ключ.

Разумеется, это далеко не все области, их было гораздо больше, я лишь привел самые наглядные примеры.

Выводы

Прогресс не остановить, одни люди будут разрабатывать роботов и no-code сервисы, чтобы те отбирали у других людей их рутинную работу.

Конечно, это вызвало мощнейший антитренд на handmade, ручную сборку и т.п. Но очевидно, за кем будет победа.

Куда бежать и в кого переквалифицироваться? Это хороший вопрос — новых профессий появляется не меньше, чем умирает старых. Одна из популярных сейчас и в ближайшие несколько лет — “продукт-менеджеры”, ведь именно они занимаются разработкой тех самых новых продуктов, которые отбирают работу у людей и старых продуктов.

В Product University есть 8-недельная программа по подготовке продукт-менеджеров. Есть вариант учиться бесплатно, с оплатой только в случае трудоустройства. Программа и подробности по ссылке. Расскажите знакомым, кому это актуально.