Несмотря на то, что EdTech стал жутко моден и каждый второй пытается открыть «прибыльную онлайн-школу», стоит честно признать, что все эти модные штуки практически не пошатнули «старую школу». Напротив, они даже укрепили ее.
Вопрос — есть ли что-то в технологиях или поведении людей, что кардинально изменит школы, ВУЗы, и то, как мы учимся в ближайшие 5 лет? Или мы так и будем протирать штаны по 10 лет за партами? Можно ли сделать то же самое дешевле, быстрее, эффективнее? Или лучше уже некуда?
Но об этом чуть позже, сначала стоит понять, существует ли проблема/потребность на самом деле. И если есть, то чья она.
Вот мой личный хит-парад из 10 проблем, с которыми я сталкивался, когда учился в школе, ВУЗе, дополнительных курсах и в онлайн-школах:
- «Старая школа» основана на насилии. Тебя заставляют ходить в школу или в ВУЗ иначе выгонят, вызовут родителей, публично опозорят или поставят двойку. Именно поэтому «старая школа» столь эффективна. Ни один модный и позитивный подход (где нет насилия, а только похвала) не может обеспечить такого же образовательного эффекта. И мне даже неловко называть это проблемой, скорее это просто факт, который стоит учитывать каждому, кто хочет “подорвать” существующую систему образования.
- Внутренней мотивации не хватает. Как только тебя перестали насиловать (в образовательно-воспитательном смысле), ты перестаешь учиться. Да, есть 1% людей, которые могут заставлять учиться сами себя — эдакие образовательные мазохисты, но это исключение, а не норма. Любой нормальный человек, послушает 1-2 занятия, потом переключится на сериальчик, возьмет пива и продолжит жить как раньше.
- Знаниями не запасешься. Все устаревает слишком быстро. Ты не знаешь, какие знания и навыки будут нужны в будущем. Единственное, что ты знаешь, что ничего не знаешь. То, что делаешь каждый день — ты делаешь каждый день лучше, но не факт, что это нужно продолжать делать. Может быть это стоит прекратить и начать делать что-то другое, но что? Это как сон, он жизненно необходимо, но нельзя выспаться даже на 1 неделю вперед, точно так же нельзя выучиться на 5 лет вперед. Тогда зачем ВУЗы с их 5-летними программами? Правильный ответ — их придумали 300 лет назад и ничего лучше пока нет.
- Долго. Лучшие годы жизни в тесных загончиках в неудобных позах. Тебе дают те, предметы которые тебе не нравятся или тебе не нравятся нужные предметы. Или тебе дают плохого преподавателя и ты не можешь его сменить.
- Дорого. Явные и скрытые затраты+ упущенная возможность заработать. Ты можешь начать зарабатывать в 15 лет и уже в 20 лет у тебя будет квартира и машина, а можешь до 30 лет учиться в аспирантуре на филфаке, чтобы потом пойти продавцом на кассу в Макдональдс по ставке 180 руб. в час.
- Неудобное место. Если работаешь — сложно и долго ездить в одно и то же место. Тут конечно помог бы онлайн, но там беда с мотивацией (п.1 и 2)
- Трудно подстроиться под график. Очень сложно заниматься 3 раза в неделю в 19.00 в определенном месте. График постоянно меняется. Uber всех развратил привычкой: нажал на кнопку — получил услугу.
- 90% преподавателей — не эксперты, не теоретика и даже не аниматоры. Не можешь найти лучшего в мире, в какой-то узкой области, рейтингов или нет, или им не веришь. Преподаватели могут прятаться за брендом ВУЗа и расслабляться. В этой нише очень слабая конкуренция и очень сильный игрок — государство. При этом лучшие учителя, которых я видел — это смесь аниматора, практика и теоретика. Какая роль самая важная? Однозначно — аниматор. Если учитель смог заинтересовать ученика — это 50% успеха, еще 50% лежит в п.1
- Цены никак не связаны с качеством. Можно учиться 6 + 2 года на врача и зарабатывать 50 тыс в месяц, а можно за 1 неделю научиться наращивать ресницы и зарабатывать 100 тыс в месяц. Можно учиться в Stanford за $100k в год, а можно бесплатно.
- Образование перестало давать преимущества. Когда-то высшее образование — это был “социальный лифт”, это было круто. Сейчас у всех вокруг есть высшее образование, даже у таксистов и что? По-прежнему очень много людей сидят без работы и бедны, потому что не могут научиться приносить пользу, найти работу, найти себя, хотя имеют за плечами много лет образования и обучались много чему.
Главный мой вывод — образование само по себе вообще не несет никакой ценности ни для кого. Когда люди хотят чему-то научиться или покупают курсы, они хотят совсем другое и покупают вовсе не «образование».
Что же они покупают? Вот мой top10:
- Работу. Деньги. – возможность зарабатывать и устраиваться на работу. Люди покупают не диплом ВУЗа, а возможность устроиться в «Газпром».
- Статус (Harvard MBA) – закрытый клуб для избранных. Покупают нетвокинг + возможность похвастаться своей избранностью и назначать себе цену от $100k в год безо всяких достижений.
- Принадлежность. Сеть контактов в нужной сфере. Например в интернет-маркетинге. Или в финансовой сфере, или среди медиков или физиков.
- Лицензию. Право делать что-то, что нельзя делать без лицензии. Лечить врачей, водить машину, быть официантом.
- Экономию денег — возможность сэкономить на дорогом обучении. Онлайн-курсы – прежде всего способ экономии времени/денег, но никак не статус.
- Развлечение. Убийство времени. Так люди покупают курсы по хендмейд, хобби. увлечения.
- Мечту. Рок-школы. Все мечтают быть рок-звездами.
- Решение конкретных проблем. Например, я пишу книгу – и мне нужно много чему обучиться «как продвигать книгу», «как писать» и т.п. нужно много сервисов и т.п.
- Надежду и определенность. Мы не знаем, что будет с нами или детьми в будущем, мир меняется, поэтому инвестируем в образование, так как оно обеспечивает «лучшую жизнь», по крайней мере мы в это верим.
- Индульгенцию/отпуск перед друзьями, семьей и руководителем/камеру хранения. Можно просто поехать потусить в Москву, а можно выбить на работе оплату какого-нибудь двухдневного курса + командировочные и поехать потусить за счет компании. Можно болтать с кем-то по скайпу каждый день и жена будет тебе говорить: “хватит прохлаждаться, займись делом!”, а ты ей в ответ “я не прохлаждаюсь, а учу английский”. И тебя все отставили в покое. Но правда в том, что ты действительно прохлаждаешься и вряд ли выучишь английский.
P.S. Минутка рекламы. Мы в United Investors затеяли мероприятие посвященное EdTech. 7 ноября в Москве и онлайн. Будет Дмитрий Волошин и я на разогреве. Еще будет вино от Invisible и питчи 3-х образовательных проектов, которые мы отберем. Кстати если у вас есть EdTech-проект, отправляйте заявку здесь. Добавьте в описание тег #edtech.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford