Основы экономического выживания в большом городе

Представьте себе такой квест: вы оказались в большом и незнакомом городе. Все, что у вас есть – это одежда, 50 руб. в кармане, блокнот и карандаш. Ни телефона, ни ноутбука, ни близких, ни знакомых рядом. Смогли бы вы выжить в таких условиях хотя бы 3 дня? А 3 месяца? Как вы думаете, стали бы вы попрошайничать от голода или что-нибудь придумали? Что бы вы предприняли в первую очередь? Сколько бы вы смогли заработать в таких начальных условиях за 1 месяц, например?

Я играл в игру с очень похожими условиями как минимум два раза: в 98-м в Краснодаре (мне было тогда 17 лет) и в 2001-м в Москве (20 лет). Как вы понимаете, это было не от хорошей жизни и не по моей воле.

Недавно увидел обложку журнала “Forbes” с Дмитрием Гришиным (гендир Mail Group на тот момент) с цитатой: “Мне пригодилось умение выживать на три копейки в общаге”. Похоже, нас таких много.

Что навело меня на эти мысли? Как вы  знаете, я c Аркадием Морейнисом делаю курс “Бизнес для школьников“, в котором главный вопрос родителей школьников 12-16 лет: “Как подготовить школьников к реальной взрослой жизни?”. Ведь ни школа, ни ВУЗ этого не делают. Как сделать так, чтобы они смогли прокормить себя в любой ситуации, чтобы нашли себя? Чтобы не висели на шее у родителей до старости. Чтобы не стали “офисным планктоном”. И тут я подумал, а почему бы не устроить такой квест в качестве выпускного и вступительного? И вот я в ближайшее время решил ее проверить. Кому интересно поучаствовать, присоединяйтесь!

Честно говоря, для меня это тоже вызов. Я не знаю, получится ли у меня снова то, что получалось когда-то. Вот мы и проверим.

Все это сподвигло меня вернуться в прошлое и разобраться в навыках и ситуациях, которые оказались важными, и написать самому себе, 16-летнему, развернутое письмо. Двадцать с лишним лет спустя.

Короче, держите рассказ про основы экономического выживания и даже процветания в большом городе. Без претензий на истину – это не более чем личный опыт. Надеюсь, он вам будет полезен, и до встречи в игре!

*Факт 1 – я действительно считаю Москву лучшим городом для жизни и работы, городом самых больших возможностей, после того как побывал уже во многих городах мира, хотя далеко не во всех.

*Факт 2 – с 17 лет я начал жить экономически самостоятельно и более 10 лет не имел прописки в паспорте, никаких активов. Все было в аренду, даже одежду иногда брал в общаге у друзей для особо важных встреч. Я ходил и напевал слова из песни Егора Летова: “Все чужое – только имя твое”. 

*Факт 3 – большинство предприимчивых и умных людей, которых я знаю, стали такими не от хорошей жизни, а от непростых жизненных обстоятельств. 

Как готовили к взрослой жизни в школе, дома и на улице

Когда мне было 12 лет, я смотрел боевики с Ван Даммом, Чаком Норрисом и Брюсом Ли. Мечтал попасть на секретную тренировочную базу, где меня научат применять джиу-джитсу, разбивать кирпичи руками, кидать ножи. Тогда мне казалось, что без этого никуда, что именно такой должна быть “школа жизни” и эти навыки мне очень пригодятся в будущем.

Скажу честно, поставленный на боксе удар мне пригодился всего один-два раза. Те знакомые, которые сделали ставку на “боевые искусства”, сейчас работают в лучшем случае охранниками или в милиции.

Это было самое начало 90-х, и в моде были крепкие, недумающие парни. Школьники мечтали быть бандитами, а школьницы – подружками бандитов. К тому же я готовился к худшему: что не поступлю в вуз на бюджет и загремлю в армию. Поэтому быстро выучил на гитаре три блатных аккорда и десяток песен группы “Нагорный Карабах”, Цоя, “Алисы”, “ДДТ” и др.

В армию я так и не попал, а гитара мне пригодилась больше, чем большинство школьных предметов – я до сих пор считаю это одной из своих самых удачных инвестиций.

Навык 1 – научись чему-то простому и востребованному во все времена, например “хорошо петь”, или “хорошо рисовать”, или “хорошо танцевать”, или “хорошо писать”. Если ты сможешь делать это лучше 100 ближайших знакомых, возможно, это станет твоей профессией и твоим эксклюзивным активом, который обеспечит тебе фанатов и безбедное существование где угодно. 

В то же самое время я увлекся книгами Жюля Верна, Фенимора Купера, запоем читал разные приключенческие книги, мысленно боролся с колонизаторами за права краснокожих. Изучал разные способы существования в дикой природе, например: как добыть огонь, сделать лук или поставить палатку. Возможно, если бы я попал на необитаемый остров, эти навыки были бы полезны, но я переехал в Москву, и умение выживать в лесу мне пока не пригодилось.

Дома меня заставляли работать на огороде, мастерить что-то руками. В то время все выживали натуральным хозяйством, сажали картофель, целыми днями торчали на грядках. Я видел, как одни люди адаптировались к новым условиям, а другие отказывались принимать новую реальность. Сосед с высшим образованием мог спокойно торговать носками на рынке без всякой гордыни, а другой кричал: “Я – инженер, а не барыга!” – и спивался в обиде на весь мир.  С тех пор я недолюбливаю сельское хозяйство.

Возможно, именно бессмысленный сельский труд побудил меня как можно быстрее уехать из родного городка. Навыки ведения хозяйства в деревне во взрослой жизни меня тоже обошли стороной – все, что нужно из продуктов, я просто покупаю.

О чем я жалею? В старших классах некоторые самые ловкие ребята приторговывали газетами и жвачками, кто-то даже “крышевал” местный рынок. Они говорили, что возрождают казачество, некоторых из них потом посадили. Сейчас я понимаю, что за все 10 лет школы так ничем и не попробовал поторговать – ни на рынке, ни на школьных ярмарках, а ведь в реальной жизни это оказалось чуть ли не главным навыком. Зато я ходил в музыкальную школу и очень благодарен судьбе за это.

Навык 2 – учись торговать, продавать, работать, подрабатывать с детства, буквально с 5 лет.

В “музыкалке” я в первый раз почувствовал настоящую зависть и восхищение мастерством другого человека. Первый раз заставил себя выйти на сцену, хотя тошнило от страха. Первый раз победил в каком-то конкурсе. Эта модель победы сформировалась именно в музыкальной школе, и позже я перенес схему в другие сферы. Если кратко, алгоритм такой:

  1. Находишь мастера/живой пример, которым восхищаешься и которому завидуешь одновременно.
  2. Увлекаешься предметом настолько, что начинаешь разбираться в деталях, уделять этому много времени. Ставишь завышенную планку. Равняешься не на средних, а на самого лучшего.
  3. Ставишь себя в безвыходную ситуацию, когда есть концерт/конкурс/событие с определенной датой. Где страшно и любопытно одновременно.
  4. Находишь тренера, других людей, кто помогает давать быструю обратную связь. Учишься и в группе и напрямую у мастера.
  5. Начинаешь с небольших конкурсов и с тех ниш, в которых можешь победить.
  6. Занимаешься этим долго и ежедневно. 2-3 года. Без этого пункта остальные пять не работают.

В этой схеме победа является автоматическим следствием. Почему? В то время как все готовятся к обычному экзамену, чтобы сдать его на “4” и “5”, ты завышаешь планку. Ты увлечен предметом настолько, что изучаешь его во всех аспектах, на порядок лучше других.

Я уверен, что каждому школьнику нужно найти такого человека, который его вдохновит, и такой конкурс, в котором бы он обязательно победил. Для кого-то это прыжки в высоту, для кого-то шахматы, у кого-то английский – предмет не важен, важно понять принцип. Лучше победить хотя бы в одном предмете всех одноклассников, чем иметь по всем предметам “четверки”. Однажды попробовав победу, быстро запоминаешь механизм и ощущения, и уже не хочешь это терять.

Навык 3 – научись быть в чем-то первым, хотя бы в одной олимпиаде в мире. Если таких олимпиад нет – придумай ее сам.

Навык 4 – находи мастера, которым восхищаешься, и учись у него. Ставь планку не по окружающим, а по этому мастеру. 

Дети – более жесткие и жестокие существа, чем взрослые. Звериные законы, законы силы, иерархии, вожака и последователей там работают гораздо отчетливее и строже, чем у взрослых. Вспоминаю лагерь “Орленок”, куда я попал в 14 лет, причем зимой. Был 94-й год, самая разруха. Но там по-прежнему была жива пионерская организация. Я их называл “последние первые” (pioneer – “первый, первооткрыватель”). Это была настоящая школа жизни. В моем отряде было несколько малолетних уголовников, которые попали под амнистию Ельцина.

В то время я открыл один простой и эффективный метод: находишь самого крупного или главного в компании и бьешь его. Даже если проиграешь, тебе обеспечено всеобщее уважение и спокойствие до конца лагерной смены. Тот 15-летний уголовник оказался кандидатом в мастера спорта по самбо, так что я проиграл драку. Но в глобальном смысле я выиграл – остальные обходили стороной, а с тем самбистом мы даже подружились.

Навык 5 – определи главного врага/конкурента и вступи с ним в бой. Иди на страх. Временное поражение от сильного конкурента лучше, чем уклонение. Учись бороться постоянно. Борьба идет на физическом и информационном уровне, на юридическом и экономическом уровнях. Учись бороться на всех уровнях. Любая борьба – это борьба прежде всего с самим собой, со своими страхами. 

В “Орленке” я первый раз играл в быстрые шахматы с часами. Было около 100 участников, мы играли на выбывание. Ради смеха я решил: раз это “быстрые шахматы”, то отключу мозг и буду играть настолько быстро, насколько смогу. Не поверите, я вышел в финал с тренером сборной, который ходил еще быстрее и который всю жизнь посвятил этим шахматам. Для шахматиста-самоучки второе место было очень крутым результатом. Тогда мне пришла на ум простая аналогия с физической формулой: E ~mv^2. Энергия и успех зависят в основном от скорости, а не от знаний/массы/наличия денег. Скорость – вот определяющий фактор в большинстве ситуаций.

Навык 6 – в неопределенной или трудной ситуации начинай ускоряться, совершать больше действий/звонков/встреч/ходов и т.п. Быстрые и деятельные добиваются большего, чем умные и вялые.

Нужно ли говорить, что через месяц после Орленка я вернулся значительно повзрослевшим?

*Факт 4 – один месяц в “Орленке” научил меня бо́льшему, чем 5 лет в школе. 

В общеобразовательной школе я не помню учителя, который бы меня чем-то очень сильно увлек, зато я нашел его в книгах – им оказался Яков Перельман и его “Занимательная физика”, которая заставляла меня вскакивать ночью, чтобы делать физические и химические опыты на кухне. Родные думали, что я сошел с ума, забирали книги, но запреты только усиливали любопытство.

Книжный наставник иногда может оказаться круче живого. Оглядываясь назад, могу сказать, что именно эта книга определила мой дальнейший путь на 10 лет и сделала физику моим любимым предметом.

Какие школьные предметы оказались самыми важными для моей взрослой жизни? С одной стороны, они все были важными, формирующими общий уровень. Но если выбирать сейчас, то я бы сделал акцент на следующих (как это делали когда-то древние греки):

1.     Языки. К языкам я отношу также математику (язык природы и чисел) и музыку (как подраздел математики). Само собой, английский. И, пожалуй, самый важный навык – умение писать сочинения.

2.     Спорт – командно-соревновательный (баскетбол, футбол) и индивидуально-соревновательный (бокс, борьба).

Итого четыре фаворита: математика, английский, сочинения на русском, командный спорт.

Как оказалось позже, главное в школе было не на уроках, а на переменах. Не то, что в классах, а то, что в коридорах. Не то, чему учили дома, а то, чему учили на улице.

Откуда я это знаю? У меня сохранился дневник тех времен, куда я выписывал интересные мысли и переживания. Ведение дневника – самый простой и самый эффективный инструмент для развития и рефлексии. Именно поэтому я веду этот блог. Когда ты пишешь, ты становишься другим, становишься лучше. Бросаешь слова на бумагу, и они говорят тебе что-то новое, чего ты не знал до этого, чего до этого не существовало. Не только ты пишешь дневник, но еще и дневник пишет и переписывает тебя. Так происходит магия.

*Навык 7 – веди дневник, желательно каждый день. Это может быть блог, или word-файл, или тетрадь с мыслями.

*Факт 5 – к, сожалению, за все 10 лет школы я так и не научился писать без ошибок. Но ведь можно вред обратить в пользу, верно? Если вы нашли опечатку в этой статье или блоге, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctr + Enter – мне придет письмо. Кто найдет больше всего ошибок до конца этого месяца, получит от меня набор книг почтой (в комментарии обязательно указывайте свой e-mail, иначе я не смогу вас идентифицировать).

update от 23 марта: Друзья, конкурс завершен. Мне за 1 день прислали более 200 замечаний 🙂 Победители vladimir.v.****@gmail.com и grig****@yandex.ru, я вам написал.  За выходные все поправлю, всем большое спасибо!

Как готовили ко взрослой жизни в ВУЗе

Вуз оказался еще дальше от реальной жизни, чем школа. Я поступал на физтех в Краснодаре, затем на 3-м курсе перевелся в Москву, в МИФИ.

Сейчас я могу уверенно сказать, что самой важной частью университета была общага. Там была настоящая жизнь, прокачка навыков и подготовка к реальной жизни. Лекторы, лекции и экзамены были лишь бледными вкраплениями в мою бурлящую студенческую жизнь. Знаете выражение “Отличники работают на троечников”? В моем случае это сработало на 100%:

  • троечники (включая меня) сфокусировались на реальной жизни, развлечениях, работе, новых знакомствах и т.п., а в формальное образование инвестировали минимум, по принципу “лишь бы не выгнали”;
  • отличники зарылись в учебники и лекции, проигнорировав самое важное – ту самую студенческую жизнь и настоящую реальность.

Я попал в гущу, пожалуй, самых умных и ярких молодых людей, которых только можно было найти в городе. Со временем я понял, что лучше учиться по непопулярной специальности в хорошем вузе, чем по суперпопулярной профессии в плохом университете, что в столице лучше (не важно, в каком заведении), чем любом другом городе в самом лучшем вузе. Короче, лучше учиться в МГУ на библиотекаря, чем в КубГУ на факультете управления (тогда это был самый престижный факультет)..

Важный навык 8 – находи, где собраны самые толковые люди, и присоединяйся к ним. Это важнее формального образования, дипломов и т.п. Твой будущий уровень определит не уровень вуза в рейтингах, а уровень тех, с кем ты будешь жить в общаге и с кем будешь ежедневно общаться в течение 3-5 лет. 

Что мне больше всего пригодилось в будущем из тех пяти лет?

Во-первых, участие в большом количестве разных КВН, театров, вечеринок и проч. Это требовало сценария, логистики, определения цели, мотивации людей и всего того, что, как я потом узнал, называется менеджментом.

Важный навык 9 – начинай организовывать разные события: мастер-классы, походы, вечеринки и т.п.

Во-вторых, выступления на сцене, что требовало вживаться в образ, презентовать себя, выражать свои мысли. Умение выступать публично, заинтересовывать аудиторию, умение рассказывать истории – важнейший навык, который нужно тренировать регулярно.

Навык 10 – выступай публично чем больше, тем лучше, оттачивай этот навык постоянно.

В-третьих, разные подработки и искусство выживать на 50 руб. в неделю (на такую сумму я жил в 98-м, на первом курсе), при этом без долгов и без надежды на какую-либо помощь со стороны. После разгрузки вагонов я прочувствовал, что работать головой лучше, чем руками. Сбор разных предвыборных анкет поборол стеснительность и научил не верить “соцопросам”, а работа барменом в стрип-клубе показала, как общаться с разными людьми в разных состояниях. За 5 лет вуза можно перепробовать 10-20 видов подработок и профессий с погружением на 3-6 месяцев и найти себя. Или можно тупо учиться по специальности, получить диплом и потом обижаться, что такой специальности уже не существует и никто не берет на работу.

И еще один важный нюанс, который я осознал только 10 лет спустя. Многие преподаватели вузов и школ честно признают, что единственное, чему они могут научить, это “научить учиться” и “фундаментальным основам”, ведь люди меняют отрасли и специальности каждые 3-4 года. Сегодня ты физик-лаборант, завтра – ИТ-разработчик, через год – преподаватель английского, а через три – владелец гостиницы для животных и так далее. Не важно, на кого ты учишься в вузе, все равно в ближайшие 10 лет с вероятностью 90% тебе понадобятся другие знания и навыки и зарабатывать ты будешь совершенно на других вещах.

Факт 6 – дела всей жизни не существует. Будет очень много самых разных дел, и какое из них окажется главным, никто заранее не знает. 

Навык 11 – пробуй разные работы, постоянно переучивайся: только попробовав 20-30 работ и профессий за 3-5 лет, в реальной жизни можно понять, что тебе лучше подходит, а что нет. Люди находят себя методом перебора, а не методом раздумий. Даже когда найдешь дело по душе, будь готов его сменить через 5-10 лет. 

В-четвертых, умение экстремально быстро учиться. Я нашел интересный метод, который позволял мне подготовиться к любому предмету с нуля за 3-4 дня. Суть такая:

  1. Находишь методичку/толковый конспект – краткое изложение все той “воды”, которую рассказывали целых полгода на лекциях.
  2. Делаешь конспект своими словами от руки в виде разных схем/взаимосвязей/картинок. То есть переводишь все с внешнего непонятного на свой внутренний понятный язык.  Крайне важен процесс письма/рисования от руки и визуализация (скетчинг). Моторика конспектов+визуализация  позволяют запоминать все гораздо лучше, чем прост чтение.
  3. Обязательно спишь 3-5 раз в день(!). Это было самым главным открытием. Увеличение частоты сна позволяет за 1 день запомнить столько же сколько за неделю в обычных условиях. То есть мои 3 дня были равны трем неделям в обычных условиях.
  4. Говоришь себе время от времени “Боже, тензорный анализ такой интересный!” или “Квантовая механика, оказывается проще чем я думал”. Все предметы которые я знаю или узнал – простые и интересные. Сложными и скучными они могут казаться только в изложении дилетантов-недоучек. Профессионал любую тему рассказывает просто, понятно и с интересными примерами.
  5. Находишь самого подготовленного однокурсника/преподавателя и задаешь ему вопросы, которые остались. Опять же без формализма, просто, понятно и с примерами.
  6. Все, ты готов как минимум на “четверку”.

Навык 12 – умей экстремально быстро учиться и переучиваться и делать любую занудную неизвестную тему, простой, понятной и интересной. 

В-пятых, спустя годы я увидел основное отличие физиков от лириков, технарей от гуманитариев. Физики, математики, технари могут стать гуманитариями и могут переучиваться в кого угодно, а гуманитарии – нет. Математик может стать юристом, а юрист математиком – нет. Физик может писать поэмы, а филолог никогда не станет физиком. Поэтому большинство технарей из моего окружения добились успехов, а большинство гуманитариев – нет.  Короче, математическое/техническое образование дает в разы бо́льшую адаптируемость, возможность переучиваться и бо́льший выбор профессий. Не берусь обобщать, это лишь мой личный опыт.

У меня есть знакомые, которые периодически страдают “депрессиями”, “стрессами” и прочими формами тунеядства. Я им всем рекомендую пройти курс дискретной математики. Это то, что прочищает мозги и делает “из мутного существа – четкого пацана”. Когда-нибудь выпущу рекламный ролик: “Вы растеряны, потеряли смысл жизни, не знаете, как жить дальше? Не тратьте время и деньги на психологов-шарлатанов. Курс дискретной математики! И печаль отступит, и тоска пройдет”.

Факт 7 – если не знаешь, что изучать и кем быть, иди учиться на математика, это фундамент всех языков, основа твоего будущего экономического выживания и адаптации. Человеку нужно в совершенстве владеть двумя языками – своим родным и языком природы, то есть математикой. Это работало во времена Пифагора, это работает и сейчас.

.

Чему научила взрослая жизнь на текущий момент

В Москву я перевелся по чистой случайности и благодаря одной знакомой, которая мне посоветовала этот вариант. Все хорошее, что произошло со мной, произошло из-за того, что в нужный момент на моем пути встречался подходящий человек, который кардинально все менял. Есть такая теория про “силу дальних связей”. Она действительно работает.

Навык 13 – цени случайные встречи и случайные предложения от малознакомых приятелей, это главный источник новых возможностей. Если ты зашел в тупик, ищи новых людей, новых авторов книг/блогов. Тех, кто тебя вдохновит. Тупик – следствие того, что твоя текущая “социальная сеть” уже выжжена и “ближнее окружение” не может дать тебе необходимых возможностей, – тут самое время вспомнить про “силу дальних связей”.

Когда мне исполнилось 36 (кстати, в 15 лет я думал, что протяну максимум до 25), я опубликовал несколько вещей, которые меня поразили и которые я по-настоящему осознал совсем недавно:

  1. Любые мечты сбываются на горизонте 10 лет.
  2. Помогать другим, более выигрышная стратегия, чем помогать себе.
  3. Всегда говори “спасибо”.

Давайте поясню, что я имею в виду под этими тремя пунктами. В какой-то момент меня, как вспышка, ослепил следующий парадокс: все, что я делал и что у меня получилось, происходило вообще не по плану, но (!) при этом приводило ровно к тем мечтам или целям, к которым я давно стремился. Например, хотел я купить квартиру в Москве, и при этом у меня было два-три вполне понятных способа, как это сделать, все из которых с треском провалились. Самое удивительное, что квартиру-то я купил, но это произошло совсем по другим причинам, которые я вообще не мог предвидеть.

Это продолжается вновь и вновь во всем, что я наблюдаю. Какие-то случайные события, которые невозможно предсказать и спланировать, но которые неизбежно приводят к тем целям, о которых ты мечтал 3-5-10 лет назад. Ключевое в этом процессе: уметь эти цели как-то визуально представлять и напоминать о них себе каждый день, делать по ним хотя бы что-нибудь, хотя бы просто записывать или озвучивать другим.

Я даже сформулировал для себя “кодекс сбывателя мечт”:

  1.  Нужно учиться визуально представлять образ будущей цели. Такие образы, как “дом” или “машина”, понятны каждому, это могут быть просто фото. Но как вы представите и визуализируете себе такой образ, как “прибыльная компания” или “счастливая семья” – какими-то рекламными роликами? Или схемами на бумаге? Что вы видите в своей голове, когда говорите себе: “Компания №1 на рынке таком-то…”? От этой картинки в голове все и зависит. У меня до сих пор нет точного ответа, как именно это должно выглядеть.
  2. Все пойдет не по твоему плану, а по какому-то совершенно другому. Мозг, у которого есть понятная цель, сам начнет фильтровать и выделять те ситуации и возможности, которые помогают достичь цели. Тут важно не упираться и открыто смотреть на ситуацию.
  3. Реальность имеет гораздо бо́льшую инерцию, чем я думал. Для каких-то процессов требуется 3-5-10 лет. Стоит запастись терпением хотя бы на 5 лет.  Большинство людей планирует на 1-2 месяца, максимум на год, через год они разочаровываются, что ничего не получилось, что все пошло не по плану, и в итоге отказываются от целей, забывают про них – в этом вся проблема.
  4. Через 10 лет цели, о которых ты мечтал, будут казаться смешными и детскими, поэтому мечтай максимально по-крупному, насколько можешь. Самое сложное – это не достигать цели, а придумывать новые крупные мечты, когда все старые сбылись.
  5. Каждый день напоминай себе о целях, их нужно каждый день “продавать самому себе” вновь и вновь, день за днем, и просто делай что-нибудь самое простое, что можешь делать в текущих обстоятельствах, без надрыва. Без этого пункта предыдущие 4 не работают.

Навык 14 – помни о цели и делай маленькие шаги каждый день. Все мечты сбываются на горизонте 5-10 лет, но при условии, если каждый день напоминать себе о них и делать какой-то небольшой шажок навстречу. 

Навык 15 – развивай фантазию и визуализацию разных процессов. Вся физика ровно об этом: нам не дано узнать реальность, она дана нам лишь в собственных ощущениях, поэтому мы строим разные графики и модели этой реальности в своей голове. Делай зарисовки, скетчи, играй в мысленные шахматы, строй мысленные дома, читай литературу, которая пробуждает яркие образы. 

Про помощь другим и почему это более выгодная стратегия в нашем связанном мире, я писал тут и вот тут. Если совсем просто, то это чуть ли не единственный способ понять, что тебе нравится на самом деле и кто нравится, без искажений. Можно заниматься нелюбимым делом за деньги, но не будете же вы заниматься нелюбимым делом бесплатно?

Навык 16 – начинай любое дело с бесплатной помощи другим. 

Возможно, главной особенностью тех, кто выжил, является оптимизм и позитив. Одни умеют превращать негативные ситуации в “плюс” и делать из лимона лимонад, другие в этих же ситуациях падают духом и впадают в уныние. На чем основывается оптимизм? На благодарности всему вокруг. На том, что как бы ни было плохо, ты можешь сказать себе: “У меня ведь есть две руки и две ноги” – и обрадоваться этому простому факту. И даже с температурой +40 сказать: “Спасибо, что живой”. Какое это имеет отношение к выживанию? Самое прямое.

В какой-то момент, изучая физиологию высшей нервной деятельности и свой опыт, я осознал, что человек учится только на своих ошибках и на негативных эмоциях. Негативные эмоции – только они запускают в голове процессы изменения связей и способствуют новому поведению, новым навыкам, делают тебя лучше. Страх, ненависть, злоба – вот лучшие учителя, полюби их и не забывай благодарить.

Позитивные эмоции – ничему не учат, они только закрепляют старое и говорят, что все идет нормально, но они не сделают тебя лучше и никого вокруг тоже. Такая вот парадоксальная диалектика.

Из всех учителей я больше благодарен тем, кого я в свое время ненавидел. За то, что они заставляли меня становиться лучше, чем я есть. За то, что повышали мне планку. За то, что ставили мне “не зачет” и отправляли на пересдачу. Только благодаря этим случаям я чему-то научился. Помню, как в школе учительница заставила меня написать восемь разных сочинений по Льву Толстому “Война и мир”. Я проклинал все на свете. Но сейчас, 20 лет спустя, я жалею, что написал всего восемь, а не восемнадцать.

Навык 17 – относись к отрицательным эмоциям и ситуациям даже позитивнее, чем к положительным. В любом случае говори “спасибо”.

И конечно же, мне хочется казаться лучше, чем я есть, выкладывать в Instagram только позитивные фотки, а в Facebook – только умные тексты. Хочется обещать больше, чем могу. Особенно себе. Страшновато не соответствовать общепринятым ожиданиям. Но все это приводит к постепенному самообману. Чем страшен самообман? Он отнимает очень много энергии: поддержание иллюзий требует огромных затрат энергии и внимания.

Когда тебе двадцать – энергия прет сама собой, но после тридцати – энергия становится очень ограниченным ресурсом. Не знаю, как там после сорока или пятидесяти, – думаю, что еще хуже. В итоге ты чувствуешь себя постоянно усталым и разбитым, пытаешься компенсировать энергию кофе, сладким, алкоголем. В этот порочный круг попадают многие. Но единственно работающий способ – прекратить строить иллюзии, прекратить тратить на них драгоценную энергию. Найти мужество честно признаться себе и другим, принять реальность во всех ее проявлениях. В христианстве это называется “покаяние” – старый, проверенный и невероятно сильный метод.

Навык 18 – быть честным страшно и больно, врать себе гораздо проще. Но честность – основа хорошего самочувствия, энергии и выживания (команды, компании, человека). 

Один день выживания в городе. Сыграем?

Ну что, я перечислил основные навыки, которые на мой взгляд, помогли мне в свое время. Напишите ваши варианты в комментариях. Если хотите попробовать, сможете ли вы или ваш школьник выжить в таких условиях, вы можете поставить этот эксперимент самостоятельно или поучаствовать вместе с нами.

Я для себя вывел следующие минимальные условия выживания в таких ситуациях:

  1. У вас должен быть какой-то простой нужный людям навык (актив)  – умение делать рекламу во ВКонтакте, знание английского и т.п.
  2. Вы должны уметь быстро “упаковать” этот навык в продаваемый продукт, ценный для определенной аудитории и по какому-то параметру превосходящий остальные аналоги и варианты.
  3. Нужно уметь быстро достучаться до нужной вам целевой аудитории напрямую.
  4. Нужно уметь показать ценность вашего продукта и обменять этот продукт на деньги.
  5. Нужно владеть современными технологиями позволяющими быстро создавать продукты, рекламироваться, принимать деньги.

Навык 19 – научитесь выживать и зарабатывать в городе “с чистого листа”. Постоянно осваивай способы и технологии создания продукта, продаж и рекламы. 

Ну и, наконец, не стоит забывать, что это лишь мой личный опыт. Не факт, что то, что помогло мне, поможет вам, – нужно ставить эксперименты и проверять.

Навык 20 – вали все на себя, опирайся только на себя. Слушай советы разных людей, но в итоге делай все по-своему. И конечно, ставь под сомнение каждый пункт этого поста. Удачи!