Расскажу некоторые свои наблюдения, а вы поделитесь своими.
1. Когда-то я устраивал “тест-драйв” франшиз и посмотрел больше 100 вариантов. В тот момент я понял одну циничную правду — в 80% случаев, продавец франшизы не рассчитывает на то, что у вас что-то получится.
Поэтому продавцы стараются максимально быстро и красиво “впарить” вам паушальный взнос (деньги, которые вы платите вперед за пакет документов, бизнес-план и т.п. Это может стоить 100 тыс. руб. или 1 млн. руб. и т.п. у каждой франшизы свой первоначальный взнос). Это маржинальный информационный продукт, который выгодно продавать.
Качественные франшизы зарабатывают на роялти (% от оборота, который вы им отчисляете за использование бренда, технологий, поддержки и т.п.). Но чтобы получать от вас роялти, вы как минимум должны стартовать и потом не загнуться, а это не так-то и просто.
2. Все как обычно упирается в людей. Если вы очень умны, предприимчивы и амбициозны — вы скорее всего запустите свой бизнес под своим брендом и чуть позже попробуете сами продавать свою франшизу.
3. Если вы не очень опытны и не амбициозны и хотите просто открыть, например, кафе, чтобы не “работать на дядю” и просто заниматься этим кафе — то получится формат самозанятости, который со временем становится даже хуже работы по найму.
В 80% случаев такие проекты со временем закрываются (или даже не открываются), если сама франшиза не устраивает жесткого отбора партнеров и мощной поддержки.
4. Парадокс — хорошую франшизу должно быть сложно купить. Те, кто настроен долгосрочно — должны очень тщательно отбирать партнеров и не продавать свой бренд кому попало. Не верите? Попробуйте купить франшизу McDonalds.
И конечно, стоит опросить 5-10 других владельцев этой же франшизы, узнаете много правды.
5. Еще есть случай, когда вы покупаете франшизу для родственников. Например, точку с шаурмой для младшего брата, так чтобы он потренировался в бизнесе.
Тут проблема в том, что если человек не тянет и не горит делом, то это гиблое дело, гораздо проще устроить такого родственника куда-нибудь на работу, где его будет пинать начальник.
Происходит небольшая подмена понятий — вы хотите инвестировать в человека и думаете, что открытие точки по франшизе разовьет его. Но возможно, что в плане развития, его лучше отправить на какую-то работу или отправить на обучение или дать возможность самому запустить бизнес и набить все шишки и терять свои деньги, а не ваши.
6. Если ваш бизнес круто растет, то проще открывать собственные точки, а по франшизе продавать малозначимые территории.
7. Если вам так нравится компания, что вы хотите купить у нее франшизу, возможно лучше купить акции этой компании.
8. Если у вас есть свободные деньги и вы хотите их вложить во франшизу, возможно правильнее купить коммерческую площадь и сдать ее в аренду под франшизу. Франшиза закроется, а недвижимость останется, сдадите ее кому-нибудь другому.
9. Если вы всю жизнь мечтали открыть свое кафе и салон красоты, да, стоит изучить все возможные франшизы в этой нише. Но скорее всего, вы захотите сделать все на свой вкус и с нуля (иначе какая же это мечта).
10. Знаю, у многих есть такой выбор:
а. Инвестировать $100k во франшизу с людьми без экспертизы, которые делают это без особой мотивации и в первый раз, и поэтому имеют риск закрытия 80%, а в случае суперуспеха потолок по прибыли будет 200 тыс. руб. в месяц (максимум).
b. Инвестировать $100k деньги в 2-3 стартапа, с риском неудачи 95%, но с возможностью стать участником следующей большой истории типа Facebook или Avito, то есть получить гораздо бОльшую доходность, при сопоставимо высоких рисках.
Если вам ближе второй вариант, приходите в United Investors, в эти выходные как раз будет двухдневная образовательная программа.
А какой у вас печальный или положительный опыт покупки франшиз? Поделитесь.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford