В акселераторе United Investors недавно была подготовка пятиминутных питчей (коротких презентаций стартапов для инвесторов).
Презентации — это конечно отдельный вид искусства, вкусовщина и никаких стандартов тут быть не может.
Но вот несколько интересных моментов, которые бросились в глаза.
Хорошая презентация готовится и делается без слайдов
Когда я встречаюсь с товарищем-предпринимателем или инвестором, я обычно рассказываю суть устно и неформально.
Если честно, мне еще ни разу не понадобились слайды для “продажи идеи” проекта. Только слова, иногда лист бумаги и карандаш, иногда Эсель-модель, иногда короткое письмо.
Вывод — презентацию стоит отрабатывать устно без слайдов. Просто берете и рассказываете суть коллегам и слушайте вопросы и возражения и так 50 раз подряд, пока не получится логично и просто.
После этого можно добавить слайды. Но лишь потом, в конце, когда логика и смысл отточены.
В устной речи можно рассказать, запомнить и пересказать только простые вещи
А значит перегружать слайды не нужно, можно добавить веселых картинок, цифр и т.п.
Конкретные примеры
Не знаю как у вас, но у меня картинка в голове возникает только от конкретных примеров, цифр, имен и мест.
Если сказать: “Мы оптимизируем ценнообразование благодаря AI”, я вообще пропущу это мимо ушей, как булшит.
А если сказать то же самое: “Вот продуктовый магазин ООО “Ромашка” в Бутово, мы подняли им продажи с 1 до 2-х млн. руб. за счет того, что точно рассчитали цены и запасы”, уже возникает какая-то ясность.
Структура
Структуры презентаций есть разные, но мне больше всего нравится такая логика изложения:
- a. Как вы называетесь и что делаете.
- b. Показать большой рынок на $100M+ и интересную задачу/возможность на этом рынке.
- c. Показать как эта задача уже решается главным образом (главный конкурент).
- d. Показать, что вы делаете по-другому, в чем фишка. За счет чего вы уже отбираете клиентов у главного конкурента. Можно подкрепить это успешными аналогами с другого рынка
- e. Показать экономику на пальцах и вашу сумасшедшую динамику. Что вы уже сделали, как быстро вы растете. Показать, что у вас есть защита маржи перед конкурентами.
- i. Показать, что у вас в команде закрыты ключевые компетенции и вообще, вы самые крутые на этом рынке.
- f. Сказать, сколько и на что нужно денег, но так, что в общем можете расти и без денег, а с деньгами и профильным инвестором будете расти в разы быстрее.
Кто кому презентует
В продажах есть простой закон — самая продающая презентация, это когда презентуешь не ты, а тебе.
Идеальная презентация инвестору — это когда инвестор презентует себя стартаперу. Но это уже следующий уровень и шаг в “воронке продаж”.
А пока что в это воскресенье лучшие стартапы акселератора представят свои пятиминутные питчи инвесторам.
Да, будут слайды, но надеюсь, все учтут пункты выше и все пройдет весело и просто. При интересе к проекту можно будет познакомиться с основателем.
Шаблоны
Шаблон можно взять тут.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford