Правила обучения чему угодно за 1 месяц или быстрее

Совсем недавно сформулировал простой свод правил, который позволяют обучаться чему угодно меньше чем за 1 месяц. Этого достаточно, чтобы “въехать” в любую тему, но чтобы стать в ней экспертом по-прежнему понадобится потратить те самые 10 тыс. часов или еще 2-3 года.

Этот свод правил основан на моем личном опыте (а я всю жизнь чему-нибудь учусь и учу, запускаю разные образовательные проекты и т.п.) и на разных методиках и литературе. От принципов обучения нейронных сетей, до воспитания коллективом Макаренко. От учебников подготовки разведчиков, до методологий agile и попсовых книг типа The First 20 hours (кстати, рекомендую)

Если посмотреть на двух выпускников одной школы, один из которых стал бомжом, а другой олигархом, то главное, что их сделало такими разными – способность к самообучению и везение.  Но везение тоже относительная штука, в основном “везет тому, кто везет”.

Поэтому сегодня, 1-го сентября, хочу рассказать вам квинтэссенцию того, как самообучаться.  В этой подборке мудрости есть одно главное правило и еще десяток дополняющих. Начну с главного.

Главное правило самообучения

Правило №1 любого успешного самообучения – находить в новой предметной области любимый проект и делать его. Вот так все просто. Если учишься петь, учись это делать на любимых песнях и выступай в караоке так, как будто никто не видит. Если нужно учить английский и ты любишь Minecraft – учи английский в Minecraft. Если нужно научиться программировать и тебе нравятся чат-боты в Telegram – сразу бери и делай бота в Telegram. Внутри любого навыка выбирай один проект, который тебя вдохновляет, от которого тебя прет, о котором ты давно мечтал.

Если ты в 8-м классе и тебя заставляют учить нелюбимую математику, попробуй сказать себе “боже, как это интересно” и найти что-то, где математика вдруг обретает для тебя огромный смысл. Например, попробуй рассчитать вероятность поцеловать одноклассницу на третьем свидании, предварительно собрав статистику по конверсиям у других одноклассников.

Если в ВУЗе тебе нужно сдать квантовую механику как минимум на тройку, не пытайся заставлять себя зубрить формулы (это бесполезно), попробуй найти что-то, что вдохновит тебя в ней, почитай истории про “кота Шредингера” или биографию Эйнштейна или клевые видеообъясняшки на youtube, что-то, что тебя зацепит и разбудит любопытство. И только потом, вдохновленный и влюбленный начинай изучать, все больше вдохновляясь и влюбляясь в эту тему. А в качестве проекта попробуй пересказать все это детям или бабушке или опять же похвастайся перед девушкой на свидании.  Чувствуете? Вам уже нравится эта странная хрень? Там ведь все так просто на самом деле!

Скажу прямо, обучение ради обучения – бессмысленно, так же как и развитие ради развития. У нормальных людей вообще нет потребности учиться или развиваться. Мы хотим больше зарабатывать, меньше работать, больше нравиться другим, вкусно кушать, хорошо спать – это наши нормальные потребности, а потребность учиться – вынужденная и в нормальных условиях не возникает. Поэтому человек учится либо через насилие (что крайне эффективно показала традиционная школа, ВУЗы, корпоративные университеты, армия, тюрьма), либо от большого смысла и любопытства.

Но так как мы говорим про самообучения,  то насилие тут не особо подходит, потому что долго самому себя насиловать/заставлять сложно, можно только в начале слегка пнуть. Единственное, что остается в долгосрочном плане – находить смысл. В этом и есть вся загвоздка.

Большинство современных философов сходятся на мысли, что у жизни вообще нет смысла, кроме такого, который ты сам придумаешь и сформулируешь. Отсюда ключевой навык – вовремя самому себе придумывать новые смыслы и этим бодриться. Как этого добиться? Ответ выше – браться только за те проекты, которые нравятся, бодрят и дают энергию. Придумав один новый смысл, ты расширяешь горизонт возможностей и находишь еще 10 новых, так смысла становится все больше и больше.

Если проект дает деньги и не дает энергию – в топку его. Если проект дает славу, но не бодрит – отложи его. Нет ничего хуже бессмысленного обучения из-под палки, гораздо полезнее в это время  просто поспать. Но, если ты нашел проект, который обещает тебе и деньги и славу и бодрит и позволяет получить нужный навык – это лучшее сочетание из возможных. Это проект-идеал.

Например, можно учить в школе русский язык, чтобы сдать ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ – тупо, бессмысленно и как все. А можно начать вести блог или паблик в VK, где вы будете каждый день писать, например, про свои увлечения современной реп-музыкой. Пройдете с критикой Белинского по творчеству Гуфа и Оксимирона. Осознаете, что круче Маяковского никто реп так и не научился писать. Начнете зарабатывать на рекламе и футболках с принтами, поднимете авторитет в школе, будете знать русский даже лучше учителя, зачитаете свой опус на выпускном. Только не говорите “а что так можно было?”

Подведу предварительное резюме. Школьник ты или пенсионер, гопник, бомж или олигарх – по-любому нужно будет что-то учить, причем всю жизнь, все разное и в первый раз.

Лучший способ учить – найти, придумать, сформулировать проект, выполняя который, ты автоматом получишь необходимый навык. Проект должен бодрить прежде всего – это основа.

Проект-идеал, в котором ты получаешь не только бодрость и навык, но еще деньги и славу. Это можно и нужно делать уже в школе (например через программу #бизнесдляшкольников или самим), иначе смысл убьется, глаза потухнут и дальше протирание штанов в нелюбимом ВУЗе и на нелюбимой работе.

Все остальные, дополняющие правила

Остальные правила образуют “длинный хвост” от основного, поэтому приведу их просто списком.

  1. Носитель навыка. Нужно искать мастера/тренера, который даст наглядный пример, быстро расставит приоритеты, даст карту знаний новой области. Пример, к которому можно стремиться и который можно непосредственно копировать в личном общении. Круче древней системы мастер-подмастерье так никто и ничего не придумал.
  2. Группа/среда поддержки. Убирай барьеры, страхи и комплексы. Большая часть обучения – это не приобретение нового, а избавление от старого (а что так можно было?) Как это сделать? Найди среду поддержки. Ты думаешь, что тебе не хватает денег, времени, молодости, внешности, харизмы и т.п. Часто это заблуждение – обычно тебе просто нужны наглядный  пример и группа поддержки. Благо, интернет дает такой выбор. Подпишись на такие группы, потом познакомься вживую, постарайся попасть в эту среду. Если нужно – смени район, город, компанию.
  3. Дробление, дискретность любого навыка до уровня идиота. Любой сложный навык может быть разбит на мелкие простые навыки, которые можно отрабатывать по отдельности. Например, навык “пение” раскладывается на мелкие навыки “дыхание”, “резонанс” и т.п. Любой сложный навык может быть раздроблен на такие простые элементы, что даже идиот их сможет сделать. Когда говорят “сложно”, это значит не достаточно раздробили.
  4. В любом навыке есть база и «фишечки». По правилу Парето 20% базы дает 80% результата, на остальное в первый месяц обучения можно забить.  В пении и плавании база – дыхание и это не очевидно для новичка. В боксе – ноги. В продажах – умение слушать, что совсем кажется невероятным. Опытный тренер может за 30 мин. рассказать карту знаний навыка и выделить главное.
  5. Последовательность изучения. Среди мелких и базовых шагов (атомов) можно выделить оптимальную последовательность изучения. Например, обучение бизнесу лучше начинать с обучению продажам. А с чего начинать обучение продажам? См. выше.
  6. Главная метрика. У каждого простого навыка можно выделить одну главную метрику в один момент обучения.  Для вокала – умение делать непрерывный  выдох больше чем на 60 секунд, для писательства – писать в день не менее 2000 знаков и т.п.
  7. Принцип наглядности. Лучше показать, чем рассказать. Лучше сделать, чем показать. Непосредственный, чувственный опыт сильнее всего. Желательно подключить все органы чувств. Давать сигнал одновременно для слуха, зрения, моторики и т.п.  Лучше писать от руки, а не печатать. Лучше общаться во время прогулки (как делал Платон), а не сидя.
  8. Рефлексия. Вести дневник, писать туда ежедневно все впечатления. Опыт и навык образуется только после рефлексии. Если вы что-то сделали, но не отрефлексировали, не записали, не обдумали, почти наверняка это не станет опытом и вскоре забудется. Так появляются “ветераны броуновского движения”. Люди и проекты, которые ходят по-кругу, потому что прошлый опыт их ничему не учит.
  9. Ежедневность и критическая масса. Лучше делать каждый день по 1 часу, чем ходить на курсы по вторникам и четвергам.  По разным исследованиям требуется не меньше 21 дня и не меньше 20 часов, чтобы что-то усвоить. Если вы решили что-то изучить, готовьтесь инвестировать как минимум 20 часов, как минимум 1 месяц, ежедневно. Если вы соскочили на 2-й неделе, критическая масса навыка была не набрана, считайте просто ознакомились, но навык так и не получили.
  10. Принцип среды и малой группы.  Лучше разбирать один и тот же пример в группе из 3-х участников. Принцип армейского обучения (из учебника сержантов войсковой разведки). 3 человека – 3 элемента обучения: а)короткий рассказ б) образцовый показ на примере в) тренировка в группах, где двое отрабатывают прием, а третий корректирует и дает обратную связь.
  11. Принцип трех.  Группировка информации порциями по 3. Одно и то же понятие минимум 3 раза минимум с 3-х сторон, минимум 3-мя способами.
  12. Принцип максимально быстрой обратной связи. Тебе тут же говорят что хорошо, что плохо – в чем отличие от модельного поведения. Критичным для обучения является время реакции. В стартапе критично проверять гипотезы максимально быстро и максимально прямо получать обратную связь от пользователей, без посредников и искажений.
  13. Принцип потока и оптимальной сложности. Задача не слишком проста и не слишком сложна. Так, чтобы ты погрузился в процесс и перестал смотреть на часы.
  14. Принцип обучения нейронной сети – максимально большое количество полярных примеров. Это хорошо, это плохо. Это правильно, это не правильно. Современные нейронные сетки нормально учатся на количестве размеченных примеров от 10 тыс. Мы способны обучаться на 5-10 примерах благодаря наличию предыдущего опыта, где мы уже до этого впитали тысячи других жизненных ситуаций.
  15. От неизвестного, сложного и пугающего к известному, простому и скучному.  Новые понятия объясняются через старые. Это как строительство новых станций метро, оно идет не где попало, а пристыковывается к уже существующим веткам. Примерно так было с изучением блокчейна. Сначала ты накидываешь новую информацию и не понимаешь что, к чему и как относится.  Это пугает, ты чувствуешь себя идиотам, особенно когда на встречах разные эксперты (которые выучили эти слова на 2 дня раньше тебя) щеголяют такими терминами как “скам, сатоши, айсио, дапп”. Это и есть самая страшная фаза в любом обучении – момент, когда ты чувствуешь себя идиотом. Как его преодолеть? Вспомнить, что все чему ты учился шло ровно по этой же схеме, расслабиться и продолжать собирать новую информацию, как-то группируя ее. Дальше ты начинаешь соотносить новое с уже известными понятиями, например “ICO это типа IPO только без защиты инвесторов и с первого дня” или “блокчейн – это та же база данных, только медленная и дорогая, зато никто там ничего не перепишет” и выделять критерии группировки. Потом это становится старым, понятным, вызывать скуку и дремоту.
  16. Принцип игры и главные механики. Игры и истории не умрут никогда, если их можно внедрить, это нужно делать. Должны быть уровни, неопределенность, награда, доска лидеров, то есть все обычные игровые механики.
  17. Принцип истории. История – лучший способ передачи опыта. Желательно чтобы был герой, с которым можно себя ассоциировать, который воюет с каким-то главным злом, преодолевая разные препятствия, достигает апогея, а потом все гуляют на свадьбе.
  18. Принцип артефакта, внешнего клиента и ценности на каждом шаге. Идеально каждый день делать какой-то документ, кусочек работы по проекту, который ты показываешь вовне для получения быстрой обратной связи. Это может быть пост, картинка, набросок. Что-то, что ты можешь показать кому-то уже сегодня, и это что-то будет для него полезным.
  19. Принцип спринтов/коротких забегов. Мы скорее спринтеры, чем марафонцы, поэтому нам легче учиться когда есть начало и окончание, короткий забег с отдыхом.  Спринт может быть – 7 дней, например. Должна быть кульминация и разогрев. Сверхинтенсивная нагрузка к определенной дате и периоды отдыха. Один из мощных методов во время интенсивного спринта, называемого у студентов “сессией” – это спать по 3-5 раз в день, так получатся усвоить в разы больше информации.
  20. Принцип быстрых медиа. Выбирать при обучении наиболее быстрый способ получить информацию. Книга и картинки быстрее видео в большинстве случаев. И хотя видеолекции все больше набирает популярность, самые умные по-прежнему учатся по книгам и конспектам, потому что это тупо в разы быстрее.
  21. Лучший способ освоить навык /предмет – начать учить этому других.

Если вы знаете еще интересные подходы и принципы быстрого обучения, порекомендуйте в комментариях.

P.S. В качестве анонса. Несколько курсов/программ, которые стартуют в ближайшее время с моим участием: