Тренд 3 на 2022-й. Добровольная безработица

0
(0)

Продолжаю описывать главные бизнес-тренды 2022-го года и варианты возможностей, которые из них следуют. В прошлых выпусках:

Тренд 1. Криптокошельки. Про то, что самые основные деньги делаются на продажах “лопат для золотоискателей”, и что на этом рынке главный продукт — аудитория криптоэнтузиастов и их кошельки, а не биткоин, блокчейн или NFT.

Тренд 2. Дипфейки и цифровые персонажи. Цифровые блоггеры успешно потеснят обычных и смогут привлекать аудиторию лучше, быстрее и дешевле + вакансия «дипфейк-сценарист» от меня.

Сегодня 3-й мощный тренд 2022-го и последующих лет — добровольная безработица.

На этот тренд работают несколько факторов:

  1. Автоматизация и замещение человека роботами.
  2. Высвобождение свободного времени из-за технологий и роста производительности труда. Один фермер с дронами и удобрениями может прокормить тысячи безработных.
  3. Пандемия показала, что можно особо не работать. В US небывалое число людей уволилось и хотят сменить работу. В РФ тоже.
  4. Альтернативные способы получать деньги (и при этом не ходить на работу) – игры в которых платят, инвестиции на бирже, пособия.
  5. Рост числа фрилансеров и удаленной работы.
  6. Культурные движения в стиле FIRE которые ставят под сомнение «американскую мечту» (больше учись, больше работай) и призывают меньше потреблять, больше инвестировать, больше заниматься хобби и т.п.

Давайте пройдем по некоторым из этих пунктов.

Автоматизация и замещение человека

Этот тренд все усиливается. В прошлом году я делал упор на no-code и обычную автоматизацию.

В этом году алгоритмы добрались и до более творческих профессий: музыканты, копирайтеры, программисты и др.

Например, некоторые художники-нейросети зарабатывают уже вполне приличные деньги. Нейросеть Botto продала 6 произведений искусства в формате NFT за $1.3M. Фишка Botto — по максимуму исключить людей из процесса творчества:

  • Для генерации изображения используется GAN — генеративно-состязательная сеть.
  • Заголовки к произведениям и параметры GAN придумывает другая нейросеть CLIP.
  • Затем GPT-3 создаёт описание к картине.
  • Так Botto генерирует по 300 произведений искусства ежедневно. Сообщество голосует за те картины, которые больше всего понравились — и они выставляются в формате NFT на аукционе SuperRare.

Развитие нейросетей открыло много возможностей для подобных проектов:

  • Музыка. Endel генерирует для вас бесконечную фоновую мелодию: для концентрации, расслабления, улучшения сна или мотивации.
  • Игры. Promethean генерирует виртуальные миры для игр. AI Dungeon создали текстовый квест на базе GPT-3, который можно проходить бесконечно.
  • Тексты. От рекламных объявлений (Copysmith) до программного кода (Codex).
  • Дизайн. Нейросеть DALL-E умеет рисовать картинки по текстовому запросу. У нас Сбер недавно представил русскоязычную модель.

Игры вместо работы

Многие филиппинцы нашли простой способ закрывать дыры в личном бюджете: они стали играть в онлайн игры.

Жить на Филиппинах не так уж просто: минимальная зарплата 170$ в месяц, а безработица к началу 2021 составила 40% (в США во времена Великой Депрессии она составляла всего 25%).

Axie Infinity – метавселенная на блокчейне, где, состязаясь мультяшными персонажами, можно получать внутриигровую валюту SLP. Она, в свою очередь, свободно конвертируется в ETH, а из нее – в реальные доллары.

С помощью Axie Infinity можно зарабатывать в среднем по 300 долларов в месяц, и это привлекает в метавселенную тысячи бедных жителей – от стариков до детей. Герой этого видео рассказывает, что в Axie Infinity играет его 66-летняя бабушка. А 75-летний старик проводит в игре с 4 утра до 10 вечера и рассказывает, что без Axie не смог бы купить лекарства.

Модель play-to-earn создала целую индустрию вокруг себя. Например, компания Yield Guild Games нанимает комьюнити менеджеров в филиппинских городках, которые, в свою очередь, ищут игроков. YGG тажке дает кредит игрокам на покрытие стартового взноса в 300 долларов (конечно, не живыми деньгами, а токенами, которые компания заранее скупает в игре). Экономика YGG выглядит так: 70% забирает игрок, 20% – комьюнити менеджер, а 10% – комиссия самого YGG.

Компания также скупает активы внутри The Sandbox и League of Kingdoms. В виртуальных вселенных все чаще возникают транзакции вне основной игровой механики: игроки получают деньги за дизайн виртуальных зданий и аватаров.

Движение FIRE

Зачем обеспеченные миллениалы на хороших должностях вдруг начали жестко ограничивать себя в расходах и откладывать до 80% дохода? Чтобы выйти на пенсию в 35 лет и жить на дивиденды и купоны с ценных бумаг. Такова идея движения FIRE, которое сейчас все больше набирает популярность. Расшифровывается как Financial Independence, Retire Early — финансовая независимость и ранний выход на пенсию.

Движение популярно у программистов, айтишников и представителей других профессий, которые часто сталкиваются с возрастной дискриминацией при приеме на работу. Во многих профессиях после 50 лет найти работу намного сложнее: предпочтение отдают молодым кадрам.

В чем тренд? Это ещё одно проявление тренда на «отключение от матрицы». Послать работодателя, переехать в деревню и заниматься тем, к чему лежит душа — звучит как настоящая мечта. Особенно на фоне роста цен на недвижимость в крупных городах — зачем работать 10-15 лет только для того, чтобы купить бетонную коробку в центре Москвы?

Антитренд. Противоположность — движение YOLO (живём только раз), о котором мы писали в прошлом выпуске. На удивление, у этих движений много общего: «работа на дядю» выставляется абсолютным злом, а во главу ставится поиск своего истинного предназначения. Также важная часть обоих движений — инвестиции: только в FIRE инвестируют в облигации и дивидендные акции, а в YOLO — в GameStop и Dogecoin.

Что может победить добровольную безработицу?

Если все тенденции к тому, что человек должен перестать работать, то что является антитрендом? Что может заставить людей работать и уменьшить безработицу?

  1. Постоянная нужда.
  2. Временный кризис (война, цунами и т.п.)
  3. Избыточное потребление и кредиты.
  4. Работа — как самый интересный вид времяпрепровождения и самореализации.

Какие проекты будут расти на этом фоне? Рескиллинг, апскиллинг, хобби-проекты

В ближайшие 10 лет в России могут лишиться работы 6 млн человек, а 25 млн будут вынуждены переучиваться.

  • Уже сейчас около 40% компаний заявляют, что планируют сокращать количество персонала благодаря технологиям.
  • McKinsey в своем отчете пишут, что переподготовка потребуется в отраслях с высокой долей физических операций — в производстве, транспорте, розничной торговле. А это бОльшая часть рабочих мест.

Многие компании уже сейчас предлагают рескиллинг:

  • Яндекс.Такси недавно предложили водителям бесплатно освоить ИТ-специальности. На программы «из таксиста в веб-разработчика» направили 20 млн рублей.
  • Стартап Guild Education договаривается с компаниями, чтобы те платили за переобучение уволенных сотрудников, затем договаривается с другими работодателями о трудоустройстве. В июне стартап поднял $150M инвестиций.
  • Google и многие другие компании создают внутренние курсы, которые засчитываются как аналог высшего образования.
  • Неплохо растут платформы для развития талантов внутри компании — GloatEightfold.

Как это применить? Продавать компаниям B2B SaaS для переобучения сотрудников. Создавать курсы для обучения новым профессиям с оплатой после трудоустройства. Мы такое делаем в Product University.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.