Тренд 4 на 2021-й. Продавцов больше, чем покупателей

Продолжаю обобщать главные бизнес-тренды 2021-го года и варианты возможностей, которые из них следуют. Все это на базе 400+ микротрендов и бизнес-идей этого года, которые мы публиковали в tweekly за 2020.

Краткое содержание предыдущих серий

  • Тренд 1. Отскок к старой жизни. Как минимум на 50%. Как на этом заработать или не потерять? Делать ставки на то, что было популярным в 2019-м и упало в 2020-м, например, туризм.
  • Тренд 2. Деньги дешевеют, денежный поток — дорожает. Какие тут возможности?
    • Инвестировать в проекты, дающие стабильный денежный поток, в следующем году их оценка заметно вырастет.
    • Избегать активов и спекуляций в стиле «купил/инвестировал сейчас, потом возможно продам за 10 иксов» — с большой вероятностью а)не продашь б)не за 10 иксов. Только положительный денежный поток, только хардкор.
  • Тренд 3. Удаленная работа ради интереса, пользы и принадлежности  Как это использовать?
    • Все компании, чьи сотрудники перешли на удаленку (а их большинство), автоматом стали виртуальными распределенными сообществами, а у виртуальных сообществ немного другие законы развития, конкуренции и выживания, чем у “офисных”. Об этом будет отдельно в следующих выпусках.
    • Выросла ценность практичного обучения, прямо влияющего на денежный поток. Например, обучился 2-3 месяца и начал зарабатывать больше. Каждые +10 тыс. руб. в денежном потоке сотрудника или фрилансера можно приравнять к 2,4 млн. руб. в банке (под 5% годовых)

Сегодня четвертый тренд: продавцов больше, чем покупателей

Добро пожаловать в экономику увлечений

Я бывал на концертах, где музыкантов было больше, чем зрителей в зале. И бывал на вебинарах, куда больше никто не приходил, кроме меня.

Instagram, Youtube и iPhone дали каждому желающему возможность стать артистом, и продавцом как минимум себя любимого.

  • Shopify, Tilda и WordPress Woocommerce дают каждому возможность запустить свой интернет-магазин за 1 день.
  • Supercast, SoundCloud, Apple Podcasts и готовые наборы для подкастеров, дают каждому возможность запустить свой подкаст или радиостанцию за 1 день.
  • Thinkific, Getcourse, Teachable и Udemy позволяют каждому продавать свои онлайн-курсы.
  • Substuck, Revue и Mailchimp позволяют лекго запустить свою рассылку.
  • Amazon.Merch, Printify, Teespring дают возможность продавать футболки с собственными принтами.
  • Alibaba с тысячами производителей и механизм производства по white label (без бренда) позволяют изготавливать любую продукцию в Китае под собственным брендом.
  • 3D-принтеры позволяют напечатать любой прототип любого физического объекта.

Мы перешли в экономику увлечений,  суперлегкого и дешевого производства всего на свете. Даже строительство домов превратилось во что-то наподобие игры Minecraft, где тебе за 1-2 дня могут собрать дом из готовых модулей.

Голодные художники 

У нас появилось время и возможности творить и создавать все что угодно. Буквально парой кликов материализовывать любые фантазии.

Хочешь стать художником? Идешь в супермаркет Леонардо и там находишь все, что нужно. В избытке, которому бы позавидовал Микеланджело.

Хочешь стать музыкантом? Идешь в Музторг и там покупаешь такую крутую аппаратуру, о которой Битлз даже мечтать не могли.

Но есть одна проблема: Леонардо и Музторг зарабатывают, а художники и музыканты в основной массе — нет.

Творцы обычно тратят деньги на инструменты в надежде на будущую славу. Живут винтажными прошлым, когда музыканты собирали стадионы и зарабатывали на продаже кассет и пластинок.

Если вдуматься, то продать идею: «Ты — гениальный, покажи свое великое творчество», — крайне просто каждому встречному, каждый себя считает в чем-то талантливым. Напротив, продать идею: «Я— гений, оцени мое творение», — невероятно сложно, чужой труд мы не особенно ценим.  Вот почему так легко купить краски и холст и так сложно продать свою картину маслом.

Вторая проблема: как только человек всерьез возомнил себя “творческим”, он часто становится бесполезным в обычной работе. Ведь любая работа — это 99% рутины и простых ежедневных действий, а творческого человека от такого воротит, он мечтает о вдохновении и сильных чувствах. А если их нет, то пойду напьюсь. Не для того моя роза цвела!

Не знаю как вы, но я наблюдаю какой-то особенный всплеск бесполезных творцов, которые прошли сложнейший конкурс и выучились на театралов и сценаристов, но потом в лучшем случае работают аниматорами на детских утренниках.

Возможно, 2021-й год назовут годом голодных художников. Вряд ли они захотят устраиваться на работу — гордыня не пустит. Вряд ли большинство из них сможет заработать что-то в мире, где артистов стало больше, чем зрителей.

Взлет b2b-маркетплейсов

Чем хорош маркетплейс типа Ozon или Wildberries? Он зарабатывает когда продавцов больше, чем клиентов на продавцах. А когда клиентов больше, чем продавцов — зарабатывают на клиентах. В норме маркетплейсы зарабатывают и на тех и на других.

И если в b2c “окно возможностей” создать очередной маркетплейс слишком маленькое или капиталоемкое, то для создания b2b-маркетплейсов сейчас самое интересное время.

Даже до пандемии В2В-маркетплейсам прогнозировали рост выручки до $3.6Т к 2024 году (по сравнению с $680B в 2018). А после пандемии и нарушения цепочек поставок, более 20% закупщиков пошли на маркетплейсы для поиска новых поставщиков. 

B2B-платформы по типу Faire и Mirakl показали взрывной рост в этом году, платформа для интернет-магазинов Shopify выросла в 2 раза по выручке за год. В России в эту сторону смотрит Сбер, совместно с Эвотором он хочет создать “Яндекс.Маркет для бизнеса” –  маркетплейс “на_полке”. Появляются нишевые игроки – Yorso (рыба), АгроКлуб (зерно).

Всё, что хорошо обкатали на B2C-сегменте, постепенно приходит и в В2В-маркетплейсы. От этого выигрывают различные финтехи в сфере B2B: BNPL (купи сейчас, плати потом – Payer), факторинг –  Fundbox ($453M инвестиций), C2FO ($397М), страховые для бизнеса и т.д.

Как это использовать? Запускать свои нишевые В2В-маркетплейсы, по аналогии с “Unbundling-ом Craigslist” – брать узкие категории в Alibaba и запускать на их основе маркетплейсы. Похоже, главная рабочая стратегия переключить мерчантов – предложить ассортимент в 3-5 раз шире.

Вариантов нишевых маркетплейсов действительно великое множество. Барьеров в технологическом плане для постройки своего маркетплейса не осталось – сейчас за неделю можно собрать рабочий маркетплейс с помощью no-code инструментов. Основное узкое место, как всегда, аудитория. 

Возможности

Какие возможности открываются перед нами в мире, где продавцов стало больше, чем покупателей (и артистов больше, чем зрителей)

  1. Перестроить фокусировку с производства и создания (оно упрощается) на привлечение и удержание аудитории, создание своих каналов продаж и сообществ (стоимость привлечения и удержания аудитории будет продолжать расти). Это прямое продолжение прошлогоднего тренда “дефляция вещей и инфляция внимания“.
  2. Продавать “лопаты для золотоискателей” и не пытаться становиться золотоискателем.  То есть делать сервисы и товары для творчества, продуктивности, самовыражения и повышения продаж. Например: Uscreen , Buy Me A Coffee (платформы для монетизации видео), Substack и Revue (для платных рассылок), Clark, Teachable (для репетиторов и учителей)
  3. После того, как аудитория собрана, вторым шагом можно запускать b2b-маркетплейс. Это один из способов запуска “маркетплейса” и решение проблемы нуля или”яйца и курицы” (когда продавцов нет, потому что нет покупателей, а покупателей нет, потому что нет продавцов). В 2021-м году мы ожидаем расцвет таких нишевых b2b-маркетплейсов как в товарах, так и в услугах, например, в рекрутинге.
  4. Что делать, если вы тот самый художник и музыкант? Уходить в те ниши, где артистов пока еще меньше, чем зрителей. Например, в киберспорт или там, где производство еще очень дорогое, например, создание игр и сериалов. Верным признаком таких ниш является высокий средний чек. Если в этой нише есть контракты от 10 млн. руб., стоит к ним присмотреться.