Почитал любопытную статью про то, что помогло выжить компаниям после кризиса 2008-го года. Речь там про US и про их малый бизнес.
Несколько выводов по мотивам статьи + из собственного опыта:
1. Урезать все лишние затраты, которые не ведут к прибыли. Перевести по-максимуму фиксированны затраты в переменные.
2. Мощно предлагать скидки/купоны и бесплатные продукты. Если не получается получать с клиентов деньги, то стоит получать аудиторию/подписчиков, т.к. в этот период привлечение обходится дешевле всего.
3. Покупать конкурентов. Множество хороших активов оказывается в плохой ситуации — лучшее время для инвестирования. Это отличное время для покупки команд и привлечения сильных людей.
4. Быть в душе молодым стартапом. Большинство тех, кто выжил, совершили какой-то разворот (запустили новый продукт, придумали новую услугу), большие бюрократические структуры такое провернуть не смогли.
5. Быть скромным и уметь договариваться. Высокомерные снобы не способны кооперироваться и в итоге уходят с рынка.
6. Делать кооперации, чтобы обмениваться клиентами. Те, кто был главным конкурентом в мирное время, может оказаться лучшим партнером-спасителем во время общего падения.
7. Избегать кредитов и займов.
8. Следить за юнит-экономикой и положительным cashflow.
9. Умение общаться честно, прозрачно и открыто внутри команды и вовне. Нет ничего более дорогого и губительного в этот период чем самообман.
10. Самый любопытный вывод: в то время как одни компании заняли стратегию обороны (не потерять, переждать), другие компании выбрали стратегию нападения (скупать конкурентов, активно продвигаться и т.п.). Так вот, стратегия нападения оказалась более выигрышной (по их статистике).
А какие у вас настроения? Будете уходить в оборону или нападать?
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford