Загадка про юнит-экономику

Загадка. Почему у просто хороших проектов юнит-экономика сходится, а у самых известных и «единорогов» — нет и скорее всего никогда не сойдется.

Например, на этой неделе Instacart поднял $225M и проект теперь оценивается в $13,5B. Сходится ли у них экономика одной продажи? Вряд ли.

Грубо говоря, покупают клиента за $50, а зарабатывают на нем $20 за год. А еще $30 компенсируют инвесторы. И так год за годом, раунд за раундом.

Тут главный вопрос — чтобы что? Вывести на IPO убыточную компанию? Купить аудиторию и дальше ее как-то монетизировать? Создать новую монополию любыми средствами? Нужно куда-то срочно «слить триллион долларов» чтобы поддержать экономику?

Если присмотреться, то юнит-экономика не сходится у большинства «великих» — Uber, WeWork, Ozon, у доставок еды, у необанков.

Ведь взлет Uber, доставок еды и т.п. произошел не потому, что это какие-то новые бизнес-модели и технологии, а потому что кто-то решил вдруг залить этот рынок миллиардами долларов. До этого, все считали «стремной затеей» доставлять продукты клиентам себе в убыток.

Ок, допустим это может себе позволить тот, для кого стоимость денег или трафика близка к нулю (тот, кто печатает деньги, владеет трафиком или близок к этому). Но зачем?

Хочу собрать побольше цифр и фактов, которые либо подтвердят, либо опровергнут эту гипотезу и объяснять «на пальцах», почему так происходит.

Иначе мы учим стартапы и самих себя совсем не тому. Говорим, что нужно зарабатывать на каждой продаже, и тут же все самые успешные примеры из реальной жизни говорят обратное.

Итого, гипотеза — экономика у Instacart (и еще много кого) не сходится и никогда не сойдется.

Попытайтесь опровергнуть эту гипотезу в комментариях и предложите свою «картину мира», объясняющую происходящее.


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи

Comments

  1. первая причина видимо проста- ожидание будущей гегемонии на рынке, а вторая -возможно просто не показываются эта прибыль налоговой, тот же амазон инвестирует кучу денег в строительство новых хабов, роботизацию, всякие электрокары и т.д. Вроде бы это расходы, уменьшающие прибыль — но это реальный рост материальной базы

  2. Поддержу вышеотписавшегося автора. Также добавлю, что экономика больших компаний расчитана на годы вперед — в этом году купил юнита за 50, получил 30, в следующем ты продолжаешь его «доить». Большие компании «покупают» долгосрочное сотрудничество.

    Но даже если предположить, что их экономика реально убыточна год за годом, всё равно остаётся тот факт, что важно не то, сколько «стоит» компания и её финансовый баланс, а тот факт, что через неё год за годом проходят огромные суммы денег, которые оседают в карманах тех, кто в ней работает. То есть это как с экономикой Америки — госдолг растёт скаждым годом, но ВВП всё равно огромный.

    Важно помнить, что баланс для огромных компаний — это всего лишь виртуальные цифры на табло или бумаге, как и сами деньги, важно то, что они заставляют экономику двигаться, с её мультипликатором, как завещал Кейнс.

  3. Задан хороший вопрос о связи экономики компании и «картины мира» стартапа или инвестора. Попробую добавить несколько слов о «картине мира» — она разная у разных акторов. Прибыль компании и прибыль инвестора — это не одно и то же. Рынок продукта и рынок инвестиций — это не одно и то же. Можно посмотреть динамику фондовых индексов и динамику консолидированной прибыли компаний, торгуемых на рынке. Очень большой разрыв сегодня. К чему это приводит? Время от времени рынок падает, т.е. корректируются ожидания будущей прибыли. Вопрос во времени.

Добавить комментарий