Не бывает покупки совсем готового бизнеса

1. Когда опытный человек встречает человека с деньгами, то после встречи опытный уходит с деньгами, а тот, кто был с деньгами, уходит с опытом.

2. Примерно так можно описать продавца и покупателя некого «готового бизнеса».

3. А все дело в том, что покупатель обычно покупает что-то непрофильное, то, в чем он совсем не разбирается и при этом мечтает купить что-то готовое, что будет приносить мифический «пассивный доход».  Например, был строителем и решил купить булочную или веб-студию.

Продавец, напротив — это человек, который досконально знает свой бизнес, прошел через многое и выходя из такого бизнеса, обычно забирает с собой самый ценный актив — себя.

4. Бывают, конечно, и профессиональные покупатели. Например, Сбербанк или МТС, скупают мелких игроков. Но там совсе другая история поглощения – они обычно покупают не «готовый бизнес» как коробку, а какой-то набор элементов: команду, технологию, клиентскую базу, оборудование.

5. По сути, профессионалы покупают в свой существующий бизнес недостающие элементы, или элементы, которые проще купить на рынке, чем сделать самому. В этом смысле они не покупают «готовый чужой бизнес», они достраивают и укрепляют свой собственный.

6. Вчера,  у нас в United Investors была любопытная встреча, посвященная купле-продаже готовых бизнесов (на маркетплейсах типа Ozon/WB, разных IT-бизнесов и проч.)

Алексей Комаров из клуба «Купиталист» (главный тезис — покупай готовый бизнес, не делай с нуля) рассказывал интересные кейсы купле-продажи готовых бизнесов, которые в последнее время в РФ участились из-за понятных причин.

7. Яркий пример такого подхода — Тимати, который купил сеть Старбакс и сеть Домино пиццерий в РФ.

8. Во всех этих историях явно сквозила мысль, что при успешных купле-продажах «готового бизнеса», покупатель просто усиливал свои сильные стороны. У того же, Тимати — большая аудитория, он хорош в маркетинге (даже если вы не любите его творчество, вы как минимум про него знаете) а его партнеры давно в фудтехе и разбираются в этом бизнесе. В этом смысле они не купили «готовый бизнес», а докупили себе активов со скидкой.

9. Еще несколько участников United Investors поделились печальными историями, когда они вместо того, чтобы усилить свои компетенции и свой бизнес, «повелись на розовые фантазии» и купили чей-то чужой готовый проект, в стиле «куплю жене салон красоты» или «куплю детям шавермную». Практически во всех таких случаях был провал и потеря денег.

10. Итого, главный вывод — не покупай чужие «готовые бизнесы», вместо этого усиливай свой собственный бизнес или свои сильные черты/компетенции/нечестные преимущества через  покупку чужих ресурсов со скидкой: клиентская база, бренд, недвижимость и т.п. в редком случае это может быть в виде одного набора, гораздо чаще выгоднее покупать по частям.

#10идейдня #unitedinvestors