Почему сейчас?

У Ленни Рачитского недавно вышла сильная статья про то, что большинство крутых стартапов появилось на фоне изменений и трендов: либо в поведении людей, либо в технологиях.  Поэтому, его любимый проверочный к каждому стартапу: почему сейчас?  

Как говорил В.И. Ленин: «Вчера — было рано. Завтра — будет поздно».

 

Ниже мой вольный перевод с дополнениями на основе опыта обзоров трендов в #tweekly.

По-крупному, возможны всего 2 ситуации:

  1. Лучший продукт. Именно сейчас появилась возможность создать продукт, который в 10 раз лучше конкурентов по какому-либо из важных параметров (быстрее, дешевле, удобнее и т.п.)
  2. Новое поведение людей. Именно сейчас у людей созрела какая-то новая потребность, либо потребность именно сейчас достигла критической массы, либо изменились какие-то привычки и образ жизни.

Разберем каждую из этих 2-х ситуаций на примерах.

Ситуация 1. Появилась возможность создать продукт в 10 раз лучше конкурентов. За счет чего?

  1. За счет новых технологий:
    • Улучшили технологии браузеров WebGL —> Figma
    • В каждом доме появился быстрый интернет —> Netflix, Twitch, YouTube
    • У каждого в руках появился смартфон с GPS и Google-картами —> Uber, Яндекс.Такси
    • Появились качественные камеры в смартфонах —> Instagram
    • Появились емкие электрические батареи —> Tesla
  2. За счет накопления новых данных и доступа к ним:
    1. Gmail сделал API —> Superhuman
    2. Появилось большое количество контента, который нужно как-то фильтровать и ранжировать —> Google

Ситуация 2. У людей созрела какая-то новая потребность или изменились привычки. За счет чего?

  1. За счет изменений в законах государств или алгоритмах крупных компаний
    • Легализация марихуаны —> Eaze
    • Китай закрыл страну от внешних IT-компаний —> расцвет внутренних ИТ-гигантов Alibaba вместо Amazon и т.п.
    • Facebook ограничил для авторов возможности охвата —> авторы стали уходить на другие платформы, где больше охват —> TikTok, Substack
    • Пандемия —> Ограничения на физическое перемещение —> Удаленная работа —> Zoom
  2. Незаметные изменения достигли критической массы и повлияли на поведение:
    • Люди стали больше покупать онлайн —> потребность продавцов продавать онлайн —> Shopofy, Etsy, Tilda
    • У людей появилось множество устройств —> проблема синхронизации файлов —> Dropbox
    •  Выросла популярность киберспорта —> Twitch
  3. За счет веры во что-то другое (разочарование в старых идеалах)
    • Борьба с монополией банков и правительств на эмиссию денег  —> Биткоин
    • Недоверие к крупным банкам —> Robinhood

При этом, есть множество компаний, которые стали успешными без явного ответа на вопрос «почему сейчас». Тот же Airbnb или Space X.  Что наводит на мысль: тренды трендами, а реализация все равно на первом месте.

 

 


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи