У Ленни Рачитского недавно вышла сильная статья про то, что большинство крутых стартапов появилось на фоне изменений и трендов: либо в поведении людей, либо в технологиях. Поэтому, его любимый проверочный к каждому стартапу: почему сейчас?
Как говорил В.И. Ленин: «Вчера — было рано. Завтра — будет поздно».
Ниже мой вольный перевод с дополнениями на основе опыта обзоров трендов в #tweekly.
По-крупному, возможны всего 2 ситуации:
- Лучший продукт. Именно сейчас появилась возможность создать продукт, который в 10 раз лучше конкурентов по какому-либо из важных параметров (быстрее, дешевле, удобнее и т.п.)
- Новое поведение людей. Именно сейчас у людей созрела какая-то новая потребность, либо потребность именно сейчас достигла критической массы, либо изменились какие-то привычки и образ жизни.
Разберем каждую из этих 2-х ситуаций на примерах.
Ситуация 1. Появилась возможность создать продукт в 10 раз лучше конкурентов. За счет чего?
- За счет новых технологий:
- Улучшили технологии браузеров WebGL —> Figma
- В каждом доме появился быстрый интернет —> Netflix, Twitch, YouTube
- У каждого в руках появился смартфон с GPS и Google-картами —> Uber, Яндекс.Такси
- Появились качественные камеры в смартфонах —> Instagram
- Появились емкие электрические батареи —> Tesla
- За счет накопления новых данных и доступа к ним:
- Gmail сделал API —> Superhuman
- Появилось большое количество контента, который нужно как-то фильтровать и ранжировать —> Google
Ситуация 2. У людей созрела какая-то новая потребность или изменились привычки. За счет чего?
- За счет изменений в законах государств или алгоритмах крупных компаний
- Легализация марихуаны —> Eaze
- Китай закрыл страну от внешних IT-компаний —> расцвет внутренних ИТ-гигантов Alibaba вместо Amazon и т.п.
- Facebook ограничил для авторов возможности охвата —> авторы стали уходить на другие платформы, где больше охват —> TikTok, Substack
- Пандемия —> Ограничения на физическое перемещение —> Удаленная работа —> Zoom
- Незаметные изменения достигли критической массы и повлияли на поведение:
- Люди стали больше покупать онлайн —> потребность продавцов продавать онлайн —> Shopofy, Etsy, Tilda
- У людей появилось множество устройств —> проблема синхронизации файлов —> Dropbox
- Выросла популярность киберспорта —> Twitch
- За счет веры во что-то другое (разочарование в старых идеалах)
- Борьба с монополией банков и правительств на эмиссию денег —> Биткоин
- Недоверие к крупным банкам —> Robinhood
При этом, есть множество компаний, которые стали успешными без явного ответа на вопрос «почему сейчас». Тот же Airbnb или Space X. Что наводит на мысль: тренды трендами, а реализация все равно на первом месте.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford