Сидели как-то в кафе 3 предпринимателя (в смысле, что у каждого был за плечами как минимум один успешно проданный проект и как минимум 1-3 проекта в текущий момент)
К ним подсел еще один знакомый, который только собирается ступить на скользкую тропу стартапов. И конечно, он недавно прочитал книгу про модные методики типа Lean Startup, Customer Development, MVP, HADI-циклы.
И он задал простой вопрос — а не херня ли все это?
Каждый из тех 3-х предпринимателей обратился к личному опыту и рассказал по одной истории.
История 1. Про копирование.
“Я занимался разной ерундой типа опросов пользователей, ничего не получалось. Потом мне встретился умный инвестор, который сказал — возьми вот этот проект из США и тупо скопируй его, а я тебе еще денег дам на это. Ну, я так и сделал и получилось. Мы оба заработали много денег.
Опрашивал ли я пользователей в том успешном проекте? Нет — я сначала продавал, а потом слушал тех, кто купил”.
История 2. Про партнера.
“Я конечно уже лет 10 знаю всю эту теорию — как проводить целевые интервью и прочее. Но как дошло дело до реального проекта, я по-старинке начал пилить продукт, потратил год и несколько миллионов. Потом пытался его продавать, а он не продавался. Да, я конечно общался с клиентами. Но это не помогало. Клиенты говорили, что купят, но как доходило до денег — куда-то сливались.
Помогло только то, что я барахтался достаточно долго, общался с разными людьми и не терял надежды. И в итоге случайно нашел человека с опытом в продажах, который посмотрел на мою штуку и сказал, да это же можно продать вот тем-то людям, под тем-то соусом. Он стал моим партнером и мы заработали много денег.
Проводил ли он целевые интервью? Нет — он просто давно был в рынке, знал кому-что предложить и продавал”.
История 3. Про продажи с первого дня.
“Я преподаю Customer Development и прочее с 2009-го года, но когда доходит дело до собственных проектов, то просто стараюсь продавать с первого дня. Если есть продажи — дальше я спрашиваю людей, почему они купили? Это и есть мои интервью. А тех, кто не купил, я спрашиваю, какого черта вы выбрали не меня, а конкурентов.
Я называю это “Быстропродаваемая штука” (БПШ).
Слово MVP (минимально-жизнеспособный продукт) русских людей сбивает с толку, они думают, что для продаж нужен какой-то продукт и зацикливаются на нем.
Но в любом проекте нужно найти что-то, что можно продавать с первого дня (быстропродаваемую штуку) — проще всего брать товары/сервисы конкурентов. Взял готовое и продал тем, кому это действительно нужно, что может быть быстрее?
Если это продается — идешь в проект, если нет — не идешь. Все просто. В итоге у меня несколько прибыльных проектов, в каждом из них продажи — с первого дня. А те проекты, где мне не удалось получить быстрых продаж или хотя бы подтвержденного интереса — я закрыл на второй неделе”.
P.S. Сказка ложь, да в ней намек. Любые совпадения — вымышленные. Если хотите узнать про проверку жизнеспособности идей и продажи с первого дня не по книгам, а на собственном опыте и в группе, присоединяйтесь к короткому 15-дневному курсу. Подробности по ссылке.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford