Человек живёт там, где живёт его внимание. А не там, где сидит его зад

В этом смысле, если вы уехали из Москвы в Тбилиси, но остались в старой метавселенной (например, работаете на Яндекс, говорите по-русски и т.п.), то вы просто сменили декорации. 

Настоящий переезд — когда вы меняете метавселенную: уходите из Facebook в Twitter, начинаете говорить и думать по-английски, устраиваетесь работать в международную компанию и отправляете детей в английскую школу. Парадокс, всё это вы можете сделать в Москве, никуда не уезжая, но это будет более качественной эмиграцией. 

Короче, именно за метавселенные и аудиторию в них (за нас с вами) и идет основная конкуренция. Здесь конфликты лишь будут усиливаться со временем. Конкуренция за прочие ресурсы (земля, нефть и т.п.) — тоже важна, но аудитория и ее внимание — на порядок важнее.

Если раньше один житель жил преимущественно в одной метавселенной: родился в России и живешь там всю жизнь, например. То теперь появляется ассортимент: помимо основной, старой, ламповой метавселенной под названием «Родина», появляются платные закрытые сообщества, форумы, Mincraft, Decentraland, TikTok и т.п. То есть теперь ты 2 часа в день живешь в одной метавселенной, 3 часа в другой, 5 часов в третей. Где тебе интереснее, там ты «наращиваешь долю», а где становится скучно или слишком плохо — уменьшаешь время пребывания. 

Многие компании сейчас рвутся в метавселенные. Крупнейший в мире ритейлер Walmart на днях открыл «представительство» в Roblox. Посетители могут закупиться в виртуальных магазинах, сходить на музыкальный концерт, приодеть своих аватаров в одежду от Walmart. Так компания тестирует новые маркетинговые каналы, направленные на покупателей младше 25 лет. 

Nike, Mcdonalds, Ford и многие другие уже развивают этот канал взаимодействия с аудиторией. Они побеждают в любом случае — даже если хайп сдуется, бренды уже получили практически бесплатный пиар. А если мы и правда будем жить в метавселенных, то выживет только тот бизнес, которые быстрее всех адаптируется к виртуальным мирам. 

Поэтому сейчас самое время открывать свои представительства в метавселенной. А ещё лучше — продавать «лопаты для золотоискателей» и помогать брендам выходить в метаверс. 

Например, французский стартап Metav.rs на днях поднял €3M на white-label решение для создания 3D-магазинов на блокчейне. Они интегрируются с популярными метавселенными Decentraland и Sandbox и позволяют «в один клик» продавать там свои виртуальные товары. В будущем они хотят стать «Shopify для метавселенных»: создать конструктор магазинов, где можно примерить вещи на своего аватара и тут же купить их в формате NFT. 

Ещё примеры. Everyrealm — фонды виртуальной недвижимости. Они создали REIT из 3000 NFT-активов в 25 разных метавселенных и подняли $60М на дальнейшее расширение. 

BidStack — программатик-реклама в играх и метавселенных. На днях подняли $11М

Как это применить? Пробовать разные метавселенные и запускать их, теперь у всех появился ассортимент. Открывать агентства для выхода компаний в метавселенные: Roblox, Decentraland, сервера Minecraft и т.д. Скоро появятся новые метавселенные от Apple и TikTok.

Кто может быть тут наставником? Если вы хотите сделать проект в этой теме, первый шаг — найти наставника/ментора, кто уже сделал что-то подобное. Самый простой формат взаимодействия с ним: консультации по ставке в час (я встречал цены от 0 до 100 тыс. руб. в час). Плюс обычно доля в будущем проекте, если что-то выгорит: от 1 до 10% в проекте, в зависимости от вовлеченности. 

Отмечайте и рекомендуйте в комментариях под этим постом людей, кто может быть наставником в подобных проектах. Пишите кратко почему именно этот человек, какой у него успешный опыт. Всем будет невероятная польза.

Завтра как обычно выйдет email-рассылка #tweekly, там будет 10 новых бизнес-трендов со всей планеты — это был один из них.