Если я гореть не буду, если мы гореть не будем, кто же здесь рассеет тьму?

(автор заголовка — Назым Хикмет)

Вчера опять подняли вечный спор про то, что «идея стоит ноль», «все инвестиции идут в людей» и прочее по списку.

Вспомнили десятки случаев, когда обычные люди с хреновой и скучной идеей вдруг выстрелили в большой и классный проект. Например, Airbnb начинался как дешевые хостелы с надувными матрацами.

И еще сотни случаев, когда крутым специалистам, показывали классную идею и дальше ничего не происходило. Никакого движения и никакого развития.

Такое обычно бывает в крупных компаниях, которые запускают «внутренние акселераторы». Вот все собрались, показали свои красивые слайды, и даже слова правильные говорили. Но ты смотришь на это и чувствуешь, в этом что-то не то.

Как в школе у доски, когда нужно получить оценку. Никто из выступающих по-настоящему не болеет и не горит тем, о чем говорит. Да и с чего бы?

Нет укушенных, зараженных и фанатичных. Мало буйных и неравнодушных. В основном чувствуется желание получить «зачет», выступить красиво, произвести впечатление на коллег, поднять свой статус или просто дожить до пятницы.

В конце концов, я выделил главный ингредиент, и назвал его «зараженный идеей, толковый, деятельный основатель». В то время как все только собираются идти, он уже в пути и уже что-то делает.

Но что двигает им? Что двигает мной? Почему он заражен идеей и как именно заразился, да так сильно, что не может усидеть на месте. Есть ли вообще тут какой-то механизм?

Вот #10идейдня по этому поводу:
1. Путь основателя бизнеса/стартапа можно условно приравнять к пути героя по Джозефу Кэбмппелу. Это классическая структура истории, по которой сняты 90% голливудских фильмов и по которой построены почти все сказки и мифы всех народов. “Звездные войны”, “Аватар” и “Бойцовский клуб” тоже сняты по этой структуре.

Там содержится ответ на вопрос, когда и как происходит “заражение”.

2. Если кратко, то путь героя состоит из 3-х частей (классическая история, мономиф)

Часть 1. Обычный мир и отчуждение.
— Обычный мир. Человек ведет обычную жизнь и никого не трогает.
— Далее происходит вызов или событие, которое нарушает привычное течение жизни. Например, попал в неприятную ситуацию, долги, жажда наживы и т.п.
— Отказ от зова. Каждый приличный герой по-началу отказывается принять вызов и сопротивляется как может. Но потом ситуация так накаляется, что у него не остается выхода.
— Где-то в этот момент происходит встреча с наставником, мудрецом или проводником, который дает советы, тренирует героя и помогает ему пустить в сложное приключение. Эдакий бизнес-ангел.

Часть 2. Инициация и дорога испытаний.
— Наш герой заходит в темный неизвестный лес и начинаются его приключения. По-началу небольшие испытания, которые он довольно легко преодолевает.
— По дороге он заводит друзей, встречает врагов, делает первые продажи и теряет первые деньги.
— По мере продвижения проблемы и неприятности нарастают. Каждое решение порождает проблему следующего порядка. Отбился от налоговой, появились конкуренты. Справился с конкурентами, разругался с партнерами.
— Все это подводит историю к апогею и самому суровому испытанию. Герой оказывается на грани жизни и смерти. Банкротство и полный провал. Момент, когда всякая надежда потеряна.
— Дальше, либо прилетает чудесное спасение, либо битва с главным злодеем. Если наш герой побеждает, его ждет награда, волшебный эликсир и exit.

Часть 3. Возвращение домой
— Казалось бы, пора возвращаться домой, к нормальной жизни. Но герой отказывается возвращаться. Некоторые проблемы оказались нерешенными.
— В итоге он возвращается домой и приносит элексир.
— И жили они долго и счастливо.

3. Есть чуть более краткое описание той же самой структуры.
— «Жили были и вдруг». Обычный герой и событие, которое выводит его из равновесия
— «Я не хотел, но мне пришлось». Герой сопротивляется зову и пытается избежать вызова, но дело принимает такой оборот, что герой вынужден пуститься в приключения.
— «Я хотел решить проблему по-быстрому, но тут началось такое». Герой решает одни проблемы, но проблемы не уменьшаются, а только нарастают.
— «Средина фильма». Первая серьезная битва с главным врагом и небольшая передышка.
— « Проблемы снова нарастают»
— «Все пропало». Момент отчаянья и депрессии. Казалось бы все потеряно и герой проиграл.
— «Чудесное избавление». Но вдруг почему-то в последний момент все получается.
— «И жили они долго и счастливо» или «И все умерли». Заключительная сцена.

4. По этой схеме, человека двигает вперед обстоятельства, внешнее событие. Причем по-началу наш герой сопротивляется как может. И лишь доведенный до края, рискует отправиться в путь. Тут ему обязательно находится проводник, который готовит к будущим препятствиям.

5. Тут кажется уместным вспомнить 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

6. Еще, на просторах интернета можно найти типичные стадии в отношениях:
— Влюбленность (привлечение)
— Привыкание (насыщение и дальше – пресыщение)
— Ссоры (стадия отвращения)
— Терпение
— Служение
— Дружба
— Привычка

7. Итого, если в компании просто выделить команду под проект — вряд ли это породит «зараженного руководителя проекта».

Или если я опубликую в блоге идею какого-нибудь проекта, вряд ли это возбудит кого-то настолько сильно, что он решит променять обычную, нормальную жизнь на неизвестно что.

8. Проще искать тех, кто уже в пути (по каким-либо причинам) и предлагать им союзничество.

9. Бизнес-ангелом или наставником можно быть, но только в том случае, если обстоятельства уже двинули человека в путь.

10. Можно ли искусственно создавать ситуации, которые будут двигать людей в сторону предпринимательства? Да, но парадокс в том, что мы всеми силами стараемся их избегать и обычно побеждаем.