Самое ценное в книге, конечно, личный опыт Игоря. Истории которые происходили в LinguaLeo, Profi, WeWork и других известных всем стартапах.
Вот несколько интересных мыслей, которые я выписал оттуда в качестве конспекта-шпаргалки для инвесторов:
Вот несколько интересных мыслей, которые я выписал оттуда в качестве конспекта-шпаргалки для инвесторов:
1. Понять, кто ты: “алкоголик или пьяница”? В смысле профессионал, который этим живет (и не может не пить) или любитель, который инвестирует время от времени для развлечения (и может пить, а может не пить).
2. Понять то, в чем ты хорошо разбираешься, где есть “нечестные преимущества” и все строить вокруг этого. Фокус — ключевое слово. Оно не только про наращивание специализации и экспертизы, но и про наращивание “нечестных преимуществ”.
3. Первый инвестор должен получать очень маленькую долю, не больше 10-15% иначе у основателя теряется мотивация. Если основатель перестал считать проект своим, то все — пиши пропало. Проект заканчивается тогда, когда не остается ни одного человека, который считает проект личным делом.
4. Не инвестировать в команды, где основатели — родственники, муж и жена, любовники и т.п. Слишком большие риски распада из-за личных отношений. Я с таким пока не сталкивался, но охотно верю.
5. Не отыгрываться. Не растет проект — закрыл и списал издержки. Это самый сложный совет, большинство не может остановиться и хладнокровно пристрелить проект.
6. Не слушать советы тех, кто не рискует своими деньгами (своей шкурой). Идеально, когда инвестор инвестировал в тебя деньги, а потом еще и время в виде советов и помощи, он же теперь хочет, чтобы инвестиции окупились.
7. Самая частая жалоба стартаперов: «Давай мне зарплату поднимем, а то все в компаниях нормально зарабатывают, а я как лох и жена из дома выгоняет”. А ведь мог бы делать нормальный прибыльный бизнес и не играть в венчур.
8. На что инвестор тратит больше всего времени? На документооборот и юридические нюансы, а вовсе не клевые тусовки с вином и сигарами.
9. Позаботься от liquidation preference.
10. Про синдикаты, сообщества и коллективные инвестиции. Нельзя просто так взбодрить сообщество и «высосать коммуникации из пальца». Здоровые коммуникации возникают только вокруг цели (заработать много денег, например). А когда цели нет, куда не целься – кругом жопа.
Главный вывод — венчур это легко (как и любое другое дело), но при условии, что ты 40 лет подряд готов в этом разбираться и не терять фокусировку.
Тема: инвестиции в международные проекты и выход российских проектов в США.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford