На любых рынках довольно быстро складывается мнение о разбросе цен на тот или иной продукт.
Например музыка на iTunes продается за $0,99, а электронные книги в Amazon в среднем за $2.99, а билеты в кино в среднем 500 руб. , квартиры в Москве от 6 млн. руб. и т.п.
Эти ценовые пороги нужно знать ДО создания продукта.
Во-первых, продукта без цены не существует. Если в сделали какую-то штуку и не назначили на нее цену, значит у вас есть только товар, но пока нет продукта. Продукт — это сочетание аудитории, ценностного предложения для этой аудитории, каналов продаж, цены, позиционирования и еще ряда факторов. Цена — обязательный компонент любого продукта.
Да, можно не брать денег сразу. Можно делать отсрочки. Можно продавать с гарантией 100% возврата, можно давать на 2 недели бесплатно попользоваться. Но цену будущего продукта желательно обозначать и явно демонстрировать клиенту с первого дня.
Сегодня в рубрике #10идейдня основные принципы ценообразования.
- Цена вашего продукта = цене продукта главного конкурента. Самое простое и очевидное — сделать цену равной конкурентам. И не конкурировать по ценам в сторону понижения, так как это убивает экономику. Стараться конкурировать по другим параметрам (скорость, качество, гибкость и т.п.)
- Up-sell (доп.продажи). Доп. продукт в пределах 10% чека от базового продукта. Например, если человек покупает кофе за $10 каждый день. То ему легко продать конфеты к кофе за $0.99 — почему за $0.99? Потому что на фоне цены на кофе — это нечувствительная цена (входит в 10%), а так же из-за особенностей восприятия 0.99. Если вы можете привязать свой продукт к какой-то крупной покупке и уместить цену в 5-10% от цены базового товара, появится 2 крутых преимущества: а)у вас сразу будет понятная аудитория и канал продаж — те, кто покупают основной продукт б)вам не нужно особо обосновывать цену.
- От «совокупной стоимости владения» (СoW, cost of ownership) или LTV (Live time value). Для авто стоимостью $30k и сроком жизни 5 лет, CoW = ($30k+ $6k*5 лет) = $60k. Для английского языка, куда вы тратите 1 тыс. в неделю на репетитора LTV за год будет 52 тыс. руб. Продавать на фоне этих затрат, гораздо проще, чем на фоне разовых.
- От очевидной ценности. Есть всего несколько вариантов продемонстрировать очевидную ценность при том же уровне качества. На примере английского:
- То же самое, но в 2 раза дешевле. Английский не за $30 в час, а за $15. За счет чего? Группы, skype, самостоятельное обучение, call-центр из Индии.
- По той же цене, но в 2 раза больше. 2 по цене 1. Примерно то же самое.
- По той же цене, но в 2 раза быстрее. Интенсивные курсы. Поездка за границу. Либо обучение по-телефону без необходимости ездить куда-нибудь.
- От установленных стандартов. Есть несколько областей, в которых установились понятные ценовые пороги, например.
- оптимальный чек на билеты/купоны находится в районе $10
- оптимальная цена на электронные книги $2,99 (Kindle)
- оптимальная цена на музыкальные треки $0,99 (iTunes)
- От спонтанности покупок и скорости продаж. Оптимальный чек на спонтанные покупки и подарки $30-50, вы можете подогнать цену под определенный уровень, для сокращения цикла продаж
- От цифры 9 и психологического восприятия в рублях: 99 руб, 290 руб, 490 руб., 990 руб, 1900 руб, 2900 руб, 4900 руб. и т.п.
- От юнит-анализа или структуры себестоимости в цепочке дистрибуции. Например в интернет-магазине. Если принять цену, которую платит конечный клиент за 100%, то цепочка создания ценности примерно такая:
- Привлечение клиентов (покупка трафика) ~ 5-30%
- Дистрибутор ~ 30-50%
- Платежная система~ 2-5%
- Налоги ~ 6%
- Call-центр. Прием и обработка заказов ~ 5%
- Склады и служба доставки ~ 10 %
- Себестоимость (продукта/услуги) ~10 – 30%
- От себестоимости или от нормы наценки, например в 3 раза по сравнению с прямой производственной себестоимостью. Так иногда делают на некоторых производствах и в оптовых продажах.
- Скидки от цены. Главный принцип скидок, размер скидки должен быть меньше < обычной стоимости привлечения (CAC). В идеале, скидки заменять подарками.
Какие еще принципы вы применяете? Дополните в комментариях.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford