Принципы создания сообществ

Почему Москва стала столицей, а не какой-нибудь другой город? Почему одни сообщества (онлайн или офлайн) развиваются и растут, а другие со временем загибаются.

Несколько наблюдений про сообщества и законы их развития:

1. Самая простая цель и смысл любого сообщества — объединение против внешнего врага, чтобы победить его или просто выжить. Древние люди сбивались в племена, потому что так вероятнее было выжить, победить холод, голод и другие племена.

Сейчас, когда я вступаю в сообщество Хабра или в группу «куплю-продам на районе», идея выживания кажется немного странной. Но если вдуматься, все сильные группы имеют какого-то понятного идеологического врага.

Группы «домашнее обучение» противопоставляют себя классической системе образования. Сообщества криптоэнтузиастов воюют с банками и долларом.
А группа «куплю-продам на районе из рук в руки» конкурирует с обычными магазинами по уровню цен и географической близости.

Если внешний враг вдруг исчез или оказался побежденным — то сообщество скорее всего распадается или затухает.

Короче, главный вопрос организатора будущего сообщества — с чем или с кем мы воюем?

2. Мы, люди — социальные существа и вне сообщества жить не способны. Поэтому вопрос не в том, нужны ли нам сообщества или нет (однозначно нужны — это базовая, мощная потребность в принадлежности), а в том между какими сообществами мы переключаемся.

Многие жители РФ хотят переехать в Москву, почему?:
— Выше зарплата
— Меньше времени на работу
— Больше полезных сервисов (рынки, образование, развлечение)
и т.п.

Что мешает переехать?
— Привязанность к текущему месту и сообществу «пустил корни».
— Риск не найти работу достаточного уровня (выше конкуренция)
— Выше затраты на недвижимость и т.п. (экономические барьеры)
и проч.

Аналогично, многие мечтают переехать в другие страны и эмигрировать. У кого-то это получается, у кого-то нет, кто-то возвращается.

То есть помимо соотношения выгоды/затраты есть еще такой фактор, как требование к участникам. Не только мы выбираем сообщества, но и они выбирают нас. Сильные сообщества трепетно относятся к составу участников.

Второй вопрос — кого ты берешь в сообщество, а кого нет и почему?

3. Принципы принадлежности (свой-чужой) определяются таким набором как:
— Общая речь, сленг и система понятий
— Общие правила и нормы
— Общие привычки и ритуалы
— Общие истории, символы и смыслы
— Общие авторитеты, враги и друзья
— Общие места собраний

4. Обряд посвящения и принятия новичков в сообществе — один из самых важных атрибутов сильного сообщества. Чем сильнее сообщество, тем больше внимания уделяется отбору.

Чем сложнее и труднее попасть в сообщество, тем сильнее оно ценится и тем больше чувство избранности и принадлежности.

5. Посвящение, регулярные ритуалы и последующее обучение — основной метод и инструмент «форматирования» человека под сообщество.

6. Иерархия. В любом сообществе выстраивается формальная или неформальная иерархия. Чаще всего это 3-10 ступеней, например:
— Посетитель
— Новичок
— Участник
— Модератор группы
— Модератор нескольких групп
— и т.п.

7. Привилегии, авторитет, рейтинг, статус, карма. На форумах создается «карма», которая в зависимости от твоих действий может повышаться или понижаться.

В зависимости от кармы, открываются такие привилегии как:
— Принимать или не принимать других участников в сообщество.
— Поднимать или опускать уровень других участников.
— Доступ к другим ценным ресурсам.

Потребность занимать статус и определенное место в иерархии так же являются базовыми. В большинстве сообществ именно статус и репутация определят уровень богатства человека, а не наоборот.

Как говорил Наполеон: «человек вряд ли согласится умереть за деньги, а вот за ленточку или значок отличия — легко».

8. Внутренняя валюта. В какой-то момент в любом сообществе появляется внутренняя валюта для удобства обмена.

Но как правило, ни в одном сообществе за внутреннюю валюту невозможно купить самое ценное — статус, карму, репутацию. Это можно заслужить только действиями.

Самые ценные и эксклюзивные активы это те, которые очень сложно купить за деньги.

9. Сетевой эффект и критическая масса. Большое количество поставщиков товаров приводит большое количество покупателей. Большое количество работодателей создает большое количество вакансий.

Есть такое пороговое число — 150 участников ( число Дамбара). Во-первых, это предел социальных связей одного человека. Во-вторых, если в сообществе меньше 150 участников, значит в нем меньше 10 активных и «буйных» и скорее всего оно затухнет. Поэтому 150 участников и 10-20 активных, я бы назвал минимально-жизнеспособным сообществом.

Появляется большое количество узких специализаций и подкатегорий. Сообщество, которое доросло до того, что в нем есть отдельная профессия «настройщик таргетинга для Instagram», сильнее сообщества, где есть только «маркетологи»

Наиболее сильные сообщества не те, где лидер вещает, а все слушают и делают, а те, где каждый с каждым может образовать группу, проект или подсообщество.

10. Инфраструктура и связанность.
Рост сообщества со временем тормозится «транзакционными издержками». Многие города перестают развиваться и расти из-за транспортного коллапса. Если вы когда-нибудь ездили по Краснодару летом на машине без кондиционера, вы понимаете о чем я.

Если 1000-й участник сообщества начинает добавлять ценности меньше чем 10-й, то сообщество распадается на несколько других поменьше.

В этом плане интернет и Facebook создали такую инфраструктуру, которая объединила небывалое количество участников.
#10идейдня

А какие у вас наблюдения и закономерности? Интересно послушать организаторов больших пабликов, групп и сообществ.


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи

One thought on “Принципы создания сообществ

  1. Привет. Есть наблюдения и закономерности. На примере паблика ВК FORMATICA и дочерних проектов.
    Я повторю что уже написано в рамках дискас акселератора Продакт-Маркетинг Июнь 2019 — контент должен быть постоянным.
    Последствия простоев таковы:
    — при возобновлении постинга после перерыва — тотальное скрытие из новостной ленты. Подписчиков может и не убавиться, но они отключат «колокольчик». Причиной тому может быть банальная обида на Вас, что Вы «наобещали контента и бросили», может быть смена интересов, а может быть за время Вашего отсутствия Вас заменили кем то другим (он может быть хуже Вас, зато постояннее). Это безвозвратно утерянные подписчики — у Вас просто нет с ними обратной связи после удаления Вас из новостной ленты. За несколько (десяток по месяцу) таких встрясок — Вы будете иметь группу, скажем в миллион человек, при этом охват постов у Вас будет 5000.

    Бренд. Если Вы делаете сообщество как основной канал и на основе него формируете бренд, нужно выполнить такое условие:
    — Нужно чтобы при положительном росте количества участников (уходит меньше чем приходит) и при плавности этого процесса (Вы не играете в Мюнгхаузена на половине лошади, который с одной стороны пьет подписчиков, а с другой стороны они выливаются), работать без перебоев несколько циклов жизни подписчика. Например, если Вы надоедаете через полгода и от Вас отписываются, то работать Вы должны полтора-два года, примерно. При этом должен остаться процент старожилов, которые могут рассказать новичкам «а вот раньше было лучше». Вот эти старожилы увеличивают конверсию будущих участников и собственно и формируют бренд, на основе которого Вы можете потом заняться продажами.

    Не совсем согласен с тем, что посты должны нести в себе проблему. Я знаком с другим методом и основывается он на том что «чтобы пользователь что то сделал, Вы должны ему сказать об этом, иначе он и знать не будет». Никто не умеет читать чужие мысли. То что Вы задали мету, не значит что она корректно дойдет до участника, а если и дойдет, не факт что возымеет воздействие.

    На примере: парню нравится девушка и он хочет с ней переспать. Он ее зовет на свидания, вникает в ее проблемы и радости, дарит цветы и держит за ручку. А другой парень никуда ее не водит, а просто с ней спит. Так происходит не потому что девушке жалко, а потому что она и знать не знает чего от нее хочет первый, зато знает чего хочет второй. Потому что первый не говорит о своих намерениях и желаниях, а второй говорит.

    Я просто пришел в закрытую группу (ответвление форматики) и попросил денег на проект, нормально попросил, это не просто вызвать доверие, приятствие и прочее. Но группа из 7000 человек стала платить мне по 1500-2000 рублей в день заказывая символический перезалив роликов из интернета. То есть они и сами могли просто найти что надо в поисковике и они это знали. каждого я благодарил отдельно и очень убедительно.

    Более того, это была закрытая группа с порно-контентом (дочерние паблики охватывали много тематик и это одна из них). Я перестал почти постить порно, стал постить музыку которая им нравится (а я очень хорошо уже знал эту ЦА), отрывки из интересных на мой взгляд книг и никто не отписывался, более того, я стал получать много положительных отзывов.

    — Если Вы собираетесь коммерциализировать сообщество — обозначайте это сразу. Иначе потом будет огромное количество негативных отзывов даже по мелочам (например вы сделали рекламный пост). При этом те же люди в соседней группе с аналогичным контентом без ма от администрации, хотя торговля там идет полным ходом. А все лишь потому что Вы не обозначили свои интересы участникам сразу, а значит ОБМАНУЛИ. Воспринимается это именно так.

    — Не стоит казаться тем кем вы не являетесь. Если вы воодушевлены успехом кого то, но не имеете компетенции — заниматься этим бесполезно.
    — Но это касается контента и доверия к нему и не касается идеи. К примеру, если вы хотите написать в формате сообщества интерактивную книгу по психологии, при этом не являясь специалистом — дерзайте.

    — Самое главное в сообществе — это интерактив. И часто он имеет большее значение чем большинство пунктов перечисленных в статье.

Добавить комментарий