Принципы создания сообществ

Почему Москва стала столицей, а не какой-нибудь другой город? Почему одни сообщества (онлайн или офлайн) развиваются и растут, а другие со временем загибаются.

Несколько наблюдений про сообщества и законы их развития:

1. Самая простая цель и смысл любого сообщества — объединение против внешнего врага, чтобы победить его или просто выжить. Древние люди сбивались в племена, потому что так вероятнее было выжить, победить холод, голод и другие племена.

Сейчас, когда я вступаю в сообщество Хабра или в группу «куплю-продам на районе», идея выживания кажется немного странной. Но если вдуматься, все сильные группы имеют какого-то понятного идеологического врага.

Группы «домашнее обучение» противопоставляют себя классической системе образования. Сообщества криптоэнтузиастов воюют с банками и долларом.
А группа «куплю-продам на районе из рук в руки» конкурирует с обычными магазинами по уровню цен и географической близости.

Если внешний враг вдруг исчез или оказался побежденным — то сообщество скорее всего распадается или затухает.

Короче, главный вопрос организатора будущего сообщества — с чем или с кем мы воюем?

2. Мы, люди — социальные существа и вне сообщества жить не способны. Поэтому вопрос не в том, нужны ли нам сообщества или нет (однозначно нужны — это базовая, мощная потребность в принадлежности), а в том между какими сообществами мы переключаемся.

Многие жители РФ хотят переехать в Москву, почему?:
— Выше зарплата
— Меньше времени на работу
— Больше полезных сервисов (рынки, образование, развлечение)
и т.п.

Что мешает переехать?
— Привязанность к текущему месту и сообществу «пустил корни».
— Риск не найти работу достаточного уровня (выше конкуренция)
— Выше затраты на недвижимость и т.п. (экономические барьеры)
и проч.

Аналогично, многие мечтают переехать в другие страны и эмигрировать. У кого-то это получается, у кого-то нет, кто-то возвращается.

То есть помимо соотношения выгоды/затраты есть еще такой фактор, как требование к участникам. Не только мы выбираем сообщества, но и они выбирают нас. Сильные сообщества трепетно относятся к составу участников.

Второй вопрос — кого ты берешь в сообщество, а кого нет и почему?

3. Принципы принадлежности (свой-чужой) определяются таким набором как:
— Общая речь, сленг и система понятий
— Общие правила и нормы
— Общие привычки и ритуалы
— Общие истории, символы и смыслы
— Общие авторитеты, враги и друзья
— Общие места собраний

4. Обряд посвящения и принятия новичков в сообществе — один из самых важных атрибутов сильного сообщества. Чем сильнее сообщество, тем больше внимания уделяется отбору.

Чем сложнее и труднее попасть в сообщество, тем сильнее оно ценится и тем больше чувство избранности и принадлежности.

5. Посвящение, регулярные ритуалы и последующее обучение — основной метод и инструмент «форматирования» человека под сообщество.

6. Иерархия. В любом сообществе выстраивается формальная или неформальная иерархия. Чаще всего это 3-10 ступеней, например:
— Посетитель
— Новичок
— Участник
— Модератор группы
— Модератор нескольких групп
— и т.п.

7. Привилегии, авторитет, рейтинг, статус, карма. На форумах создается «карма», которая в зависимости от твоих действий может повышаться или понижаться.

В зависимости от кармы, открываются такие привилегии как:
— Принимать или не принимать других участников в сообщество.
— Поднимать или опускать уровень других участников.
— Доступ к другим ценным ресурсам.

Потребность занимать статус и определенное место в иерархии так же являются базовыми. В большинстве сообществ именно статус и репутация определят уровень богатства человека, а не наоборот.

Как говорил Наполеон: «человек вряд ли согласится умереть за деньги, а вот за ленточку или значок отличия — легко».

8. Внутренняя валюта. В какой-то момент в любом сообществе появляется внутренняя валюта для удобства обмена.

Но как правило, ни в одном сообществе за внутреннюю валюту невозможно купить самое ценное — статус, карму, репутацию. Это можно заслужить только действиями.

Самые ценные и эксклюзивные активы это те, которые очень сложно купить за деньги.

9. Сетевой эффект и критическая масса. Большое количество поставщиков товаров приводит большое количество покупателей. Большое количество работодателей создает большое количество вакансий.

Есть такое пороговое число — 150 участников ( число Дамбара). Во-первых, это предел социальных связей одного человека. Во-вторых, если в сообществе меньше 150 участников, значит в нем меньше 10 активных и «буйных» и скорее всего оно затухнет. Поэтому 150 участников и 10-20 активных, я бы назвал минимально-жизнеспособным сообществом.

Появляется большое количество узких специализаций и подкатегорий. Сообщество, которое доросло до того, что в нем есть отдельная профессия «настройщик таргетинга для Instagram», сильнее сообщества, где есть только «маркетологи»

Наиболее сильные сообщества не те, где лидер вещает, а все слушают и делают, а те, где каждый с каждым может образовать группу, проект или подсообщество.

10. Инфраструктура и связанность.
Рост сообщества со временем тормозится «транзакционными издержками». Многие города перестают развиваться и расти из-за транспортного коллапса. Если вы когда-нибудь ездили по Краснодару летом на машине без кондиционера, вы понимаете о чем я.

Если 1000-й участник сообщества начинает добавлять ценности меньше чем 10-й, то сообщество распадается на несколько других поменьше.

В этом плане интернет и Facebook создали такую инфраструктуру, которая объединила небывалое количество участников.
#10идейдня

А какие у вас наблюдения и закономерности? Интересно послушать организаторов больших пабликов, групп и сообществ.

(Visited 1 times, 1 visits today)


Подпишитесь, чтобы не пропускать новые статьи

Добавить комментарий