В предыдущем посте я писал про то, откуда берутся бизнес-идеи, удачные и не очень. Сегодня хочу рассказать о самом первом и главном фильтре при отборе идей — пропуске их через призму существующих бизнес-моделей. Их великое множество. Ниже вы можете найти несколько определений этого понятия и краткий обзор литературы на эту тему, а в следующих публикациях попробуем разобрать реальные примеры.
Давайте посмотрим, как разные авторы понимают слово «бизнес-модели».
Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости.
- Александр Остервальдер (@AlexOsterwalder) в книге «Построение бизнес-моделей» определяет их так:
Бизнес-модель — это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнёров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения с клиентами и капитал, необходимые для получения устойчивых потоков дохода.
Он выделяет 9 основных блоков, с помощью которых можно анализировать самые разнообразные модели.
Но достаточно ли разложить любой бизнес по этим 9 блокам, чтобы понять его до нужной нам степени? Это мы рассмотрим чуть дальше. А сейчас ещё несколько определений.
- Адриан Сливоцки (@ASlywotzky) в книге «Зона прибыли» говорит:
Модель бизнеса – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами, а для каких придётся привлекать специалистов со стороны, как она выходит на рынок, создаёт ценность для потребителя и получает от этого прибыль.
В этой книге он описывает 23 модели извлечения прибыли. Кому лень читать всю книгу (хотя я всё-таки рекомендую с ней ознакомиться), можете полистать мою презентацию: там все они изложены в сжатом виде.
- Институт MIT разработал свою методологию (Business Models Archetypes), в которой существует 2 измерения. Базовые понятия по оси Y: Создатель (Creator), Дистрибьютор (Distributor), Владелец (Landlord) и Брокер (Broker). Второе измерение — по оси X — какие активы вовлечены в бизнес: физические, финансовые, нематериальные и человеческие. Итого 16 видов бизнес-моделей.
- Ещё одно определение дал Генри Чесброуг (@openinnov8tor) в своей книге Open Business Models:
Бизнес-модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.
- Роберт Хакер (@rhhfla) в книге Billion Dollar Company определяет бизнес-модель как набор из 3 компонентов:
- драйверы выручки компании,
- стратегия ценообразования и монетизации,
- стратегия продаж и дистрибуции.
Кстати, больше толковых и практичных книг и авторов я на эту тему не нашёл. Видел много книг по этой теме на Amazon’е и даже какие-то из них купил, но, в основном, все они оказались «водой». Кто-нибудь ещё встречал интересную литературу на эту тему? Если да, порекомендуйте, пожалуйста.
В следующем посте, как и я обещал, мы разберём модель компании Gilt Group.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford