Рынок недвижимости огромный, старый и привлекательный. Много стартапов пытается там что-нибудь сделать. К нам в #UnitedInvestors тоже регулярно присылают. Возможно кто-то из них станет следующим Airbnb.
Теория учит нас, что если на старом рынке не произошло никаких изменений (в поведении людей или в технологиях), то ловить новичкам и стартапам там особо нечего.
Отсюда у меня к вам вопрос — что интересного вы встречали на этом рынке в последнее время? (в технологиях или поведении людей)
Вот несколько идей россыпью:
1. Лизинг недвижимости. Аренда с последующим выкупом. Некоторый тип “зависшего жилья” трудно продать по рыночной цене, но можно сдать в аренду с выкупом, и в итоге, продать дороже. Это в теории. На практике удачных примеров не встречал, может быть вы знаете? Поделитесь.
2. Refriday.ru”Черная пятница распродаж” в недвижимости. Один день в году, когда новостройки продаются с большой скидкой. Знатоки говорят, что никаких скидок в итоге нет, но клиентов привлечь удается существенно больше.
3. Compass.com — соседи подрабатывают агентами недвижимости и получают за это свой %. Агентство экономит на выезде риэлторов.
4. HomeExchange — обмен домами. Вступаешь в клуб, платишь около $150 в год и обмениваешься равноценным жильем с другими участниками.
5. Realtymogul — коллективные инвестиции в недвижимость. Российский клон — aktivo.ru
6. Opendoor.com — эдакий carprice для недвижимости. Срочный выкуп подешевле с последующей медленной продажей подороже.
7. Токенизация недвижимости — много блокчейн-проектов сломали на этом копья. Суть в том, чтобы продавать недвижимость чуть ли не по 1 квадратному метру. Но пока это нигде не взлетело из-за юридических моментов.
8. Лофты. Выкупаешь убитый завод целиком, нарезаешь его на много мелких офисов и делаешь модным местом, продаешь квадратные метры в 2-10 раз дороже.
9. Глэмпинги и модульные дома. Благодаря новым технологиям и дизайну, делаешь быстровозводимое дешевое жилье, которое можно сдавать в аренду по той же цене, что 5-звездочный отель. В итоге получаешь проект с хорошей окупаемостью (при наличии потока клиентов).
10. Коворкинги — старые площади, нарезаются на отсеки и сдаются по повышенной ставке фрилансерам, это приводит к росту капитализации основного объекта —> этот скачок стоимости основного актива, позволяет привлечь кредит на открытие следующего коворкинга и т.п. Яркий пример — WeWork.
#10идейдня
Что меня во всем этом смущает — кажется, что никаких сильных изменений ни в технологиях, ни в поведении людей на текущем рынке нет. А значит, конкурировать можно только деньгами (или неограниченным доступом к капиталу), как WeWork.
Или я ошибаюсь и что-то замечательное упускаю из виду? Поделитесь в комментариях вашими наблюдениями и интересными проектами в этой сфере.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford