Как придумать идею сервиса или Jobs To Be Done для продвинутых

В создании продуктов есть подход под названием JTBD (Jobs To Be Done. Работа, которая должна быть сделана), краткая суть которого сводится к формуле:
[В ситуации X, Человек хочет Y, Чтобы Z] Например, [Когда я голоден, Я иду к холодильнику, Чтобы поесть]

Другой подход — писать User Stories (истории пользователей). Там формула отличается только первой переменной [ Как пользователь X, Я хочу сделать Y, Чтобы Z]
Например, [Как мама с маленьким ребенком X, Я хочу быстро заказать еду домой Y, Чтобы не ходить на улицу, потому что с ребенком это сложно Z]

User Stories лучше подходит, когда у вас есть понятная и специфичная аудитория, «персона покупателя». Например, «фанаты Майкла Джексона».

Подход JTBD лучше подходит для ситуаций, когда неважно кто именно выступает в роли пользователя (мужчина или женщина, фанат Майкла Джексона или пенсионер). В случае поездок на такси, например, не так важно, кто пассажир, важнее из точки А попасть в точку B.

Самые продвинутые миксуют оба подхода.

Теперь давайте взглянем на свою ежедневную деятельность и попробуем вычислить наиболее регулярные и типовые ситуации, которые требуют затрат времени и/или денег. Идеально, если это какие-то регулярные геморройные задачи, от которых вы бы с удовольствием избавились.

Эти действия упакуем в готовые сервисы по методу JTBD, например:

1. X— нужно каждый день писать посты, Y — хочу найти самый «хайповый» контент в соц.сетях FB, VK, Twitter, по количеству лайков и перепостов, Z — чтобы мои посты тоже набирали максимум перепостов —> Сервис а-ля buzzsumo

2. X — часто приходят разные бизнес-идеи и нужно быстро проверить не очередная ли это фигня, Y — хочу быстро находить аналоги и конкурентов в мире, Z — если есть достойные аналоги или конкуренты, значит идею стоит изучить поближе —> Сервис а-ля CBInsights

3. X — когда определил проект, Y — нужно найти сильную команду, Z — для реализации, без сильной команды проект не взлетит —> Сервис знакомств сооснователей.

4. X — когда нужно собрать обратную связь от пользователей, Y — провожу 20 целевых интервью, Z — чтобы лучше понять ценность продукта, параметры выбора и конкуренцию —> Сервис опросов

5. X — нужно прорекламировать продукт на определенную аудиторию, Y — ищу каналы продаж и способы таргетинга, Z — чтобы получить нужное количество клиентов по нужной стоимости —> Сервис подбора аудиторий

6. X — облажался на очередной презентации, Y — ищу способы прокачать навыки презентаций, Z — чтобы в следующий раз чувствовать себя уверенно —> Сервис прокачки навыков презентаций

7. X — каждое утро хочу знать главные новости по бизнес-тематике, Y — захожу на разные сайты, Z — чтобы быть в курсе и не пропустить важного —> Агрегатор новостей с подстройкой фильтров под пользователя

8. X — когда утром орет кошка, а тебе лень вставать и ее кормить, Y — идешь и насыпаешь ей корм, Z — чтобы она не орала —> Сервис кормления и развлечения кошек

9. X — когда сделал контент, Y — хочешь его дистрибутировать на максимальное количество платформ, Z — для повышения охвата —> Сервис кросспостинга

10. X — ищешь идею сервиса, Y — применяешь JTBD, Z — чтобы выделить главную фичу/функцию —> сервис по поиску идей сервисов
#10идейдня

А теперь продвинутая часть.

В методе JTBD, вместо формулировок X, Y, Z попробуйте вставить поисковые фразы из сервиса Wordstat.Yandex или Google. Так, чтобы количество запросов было хотя бы 10 тыс. в месяц.

Таким образом можно не только придумать сервис, но и сразу пристыковать его к каналу продаж, в нашем случае к контекстной рекламе. По количеству запросов и ставкам можно тут же оценить возможную стоимость привлечения и объем рынка.

А для User Stories — подойдет реклама с таргетингом в соц.сетях, например в Facebook. Таким образом можно понять, насколько точно вы определили ту самую «персону покупателя», сколько их в выбранном канале продаж и какой будет стоимость привлечения.

Попробуйте применить, какие варианты сервисов у вас получились?