Перевернутое обучение или как быть вундеркиндом и не спиться

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был гением и развивался быстрее, чем нужно. Отправляют на шоу «Пусть говорят» и устраивают 40-часовую неделю репетиторов, кружков и секций.
 

В такие моменты я вспоминаю Витька. Он был вундеркиндом и закончил школу экстерном. Не знаю всех подробностей, но родители в парня реально вкладывались — лучшие репетиторы, кружок фехтования и все такое. 


 
Так вот, он поступил в университет в 14 лет. Об этом, конечно, написали разные газеты и даже из телевидения кто-то приехал. Декан и весь университет гордились тем, что он поступил именно к нам. Всем было очевидно, что Витек должен стать лауреатом Нобелевской премии.
 
Но он не стал. Он попал в нашу веселую компанию (а нам было по 17-18 лет), стал пить, курить, ругаться матом и много чего еще. Насколько я помню, его отчислили спустя какое-то время, а мы как-то продержались.
 
С тех пор, идея развиваться быстрее других мне не кажется такой привлекательной. И к обучению сформировался слегка перевернутый подход.
Вот несколько непедагогичных наблюдений:
1. Если всех отдают в школу с 6 лет, отдавай своего ребенка в 7, а лучше в 8 лет. Тогда он будет самым сильным и развитым по-определению. Кстати, это мой случай.
 
2. Если поступил в бизнес-школу или куда-то по экономической специальности, лучше забей на лекции, зарабатывай и откупайся от преподавателей на сессиях. Через 5 лет у тебя будет нормальный бизнес-опыт, а одногруппники, которые в это время ходили на лекции, придут устраиваться к тебе на работу.
 
3. Домашние задания делай в классе, а лекции смотри дома или как придется. Этот подход стал популярен благодаря Khan Academy, но мы это начали применять задолго до него, интуитивно и оттого, что хотелось поспать.
 
4. Если хочешь стать барменом, не нужно иди учиться на бармена — иди сразу стажироваться, причем бесплатно. То же самое относится к любой новой профессии. Ты сразу переключаешься в новую роль, потом очень быстро и на практике понимаешь, что именно нужно изучить.
 
5. Не нужно учить математику, физику, химию отдельно — это все связанные вещи. Берешь и делаешь какой-нибудь интересный проект. Например, собираешь автономную станцию для питания и полива комнатных растений. Там тебе понадобится и математика и физика и химия и биология. А результаты публикуешь в блоге, так еще русский с литературой подтянешь.
 
6. В ВУЗе основное обучение происходит в общаге и разных движухах вокруг, а не на лекциях. Поэтому красный диплом после ВУЗа кажется мне подозрительным. Возможно человек переинвестировал в теорию и недоинвестировал в самое важное.
 
7. Захотел изучить предпринимательство или научиться выступать публично — организуй курсы и начинай учить других бесплатно, сам заодно разберешься.
 
8. Большинство родителей давят на детей, не оставляя им свободного времени. Больнее всего смотреть на детей профессиональных педагогов. Многие соревнуются друг перед другом успехами отпрысков в олимпиадах. Но похоже, что каждому человеку важно иметь 2-4 часа свободного времени в день, просто потупить, поразгильдяйничать и побыть одному.
 
9. Большинство растет в избытке информации и игрушек. Высший пилотаж — сделать книгу любимым и самым ценным подарком, который нужно заслужить.
 
10. Кто-то регулярно ходит на родительские собрания и каждый день проверяет дневник. Но я знаю таких, кто практически забил на оперативный контроль и предоставил ребенку самостоятельность: «Хочешь — учись, не хочешь — не учись». «Куда хочешь, туда и поступай». Стратегия крайне рискованная, но результаты, которые я видел — неплохие.
#10идейдня