В маркетплейсах типа Airbnb, Uber, BlaBlaCar и т.п. основным драйвером роста проекта является ассортимент предложений. Короче, нужно больше хозяев домов, больше таксистов и водителей.
То есть при условно-постоянном спросе и рынке туризма и такси нужно постоянно наращивать ассортимент (предложение), таким образом можно перетаскивать аудиторию к себе от прямых и косвенных конкурентов.
У Andrew Chen в блоге недавно вышел пост про то, какие приемы использовали основатели Airbnb для того, чтобы увеличить количество размещенных квартир.
Там целых 28 способов как увеличить ассортимент квартир/предложение. Вот 10, которые показались самыми интересными и эффективными. #10идейдня
1. Создавать предложение самому. Основатели Airbnb начали сдавать свои собственные апартаменты через свой же сервис, чтобы прочувствовать все нюансы. Udemy начали с того, что записывали собственные курсы и только потом стали площадкой для других.
2. Паразитировать на чужом трафике/на чужой платформе, где собраны нужные тебе предложения. Airbnb первое время паразитировали на доске объявлений Craigslsit. Искали там первых хозяев и первых гостей.
3. Превращать спрос в предложение. Предлагать туристам размещать свое собственное жилье.
4. Реферальная программа. Она имела огромный успех. Если ваш продукт лучше всего продается по рекомендациям (а сюда относится образование, медицина, туризм), то грех не поддержать это желание людей.
Но реферальная программа не должна быть “стремной”, в стиле “порекомендуй квартиру — получи кепку”. Вариант, который сработал у Airbnb — пригласи друга и вы оба получите бонусы/баллы/призы.
5. Прямые продажи. Звонить напрямую хозяевам, ходить от двери к двери. Как ни странно, это оказался еще одним мегаэффективным способом наращивания ассортимента.
У меня на этот случай есть живой пример перед глазами. Два коттеджных поселка в Подмосковье. Один распродали буквально за год, другой уже 5 лет никак не распродадут. Когда я спросил у хозяина успешного поселка, в чем секрет, он сказал: “Все просто, я продаю на месте и занимаюсь клиентами вживую, а те, у которых нет продаж, просто сидят в Москве и пытаются общаться по телефону и через интернет”.
6. Организовывать мероприятия/события/мастерклассы. Это шикарный способ стимулирования и спроса и предложения, который работает вообще во всех нишах.
7. SEO — один из лучших каналов, при умелом использовании. И конечно, лучший SEO-контент появляется от публикаций, создаваемых пользователями (UGC).
8. Покупать готовых игроков. Если поднял инвестиции, то самая быстрая стратегия роста — скупать всех остальных.
9. Покупать рекламу в Facebook/Google и т.п. Тоже вариант, но в случае Airbnb оказался средний по эффективности.
10. Делать сервис полезным для хозяев квартир, даже если там не будет потока клиентов. Переходить от маркетплейса к одностороннему сервису. Например, делать для них классные фото и предлагать перепосты их объявлений в другие площадки, например тот же Craigslist.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford