Ментальные модели и принципы. Часть 2

0
(0)

Все опытные инвесторы типа Рэя Далио или Уоррена Баффета на вопрос, чем они отличаются от других, говорят — все дело в принципах и ментальных моделях, которые они используют.

Ментальных моделей не так много, от 100 до 500. Я уже делал обзор некоторых.

Сегодня следующая десятка в моем вольном переводе.
1. Действовать в интересах эволюции, а не себя или другого отдельного индивида.

Если волк нападает и съедает зайца, это трагедия с точки зрения человека-зрителя (большинство жалеет зайца), но норма с точки зрения эволюции и пищевых цепочек.

Если на рынке наблюдается дефолт, кризис и безработица — это трагедия для людей, но норма для экономики и ее оздоровления.

2. Периодически вспоминать, что тебя не существует. Полезно смотреть на себя в масштабах вселенной или откуда-нибудь с Марса, со стороны. С этой точки зрения ты сам — не больше чем муравьишка.

Такой взгляд позволяет увидеть свои перекосы и “слепые пятна”, уйти от лишних эмоций и взглянуть на ситуацию беспристрастно. Ну и опять же, начать действовать на пользу эволюции и всей “пищевой цепочки”.

3. Для принятия качественного решения нужно найти того, кто умнее тебя и не согласен с тобой. В споре плоская картинка приобретает стереоэффект и качество решения резко возрастает. Так рождается истина.

Большинство людей поступает ровно наоборот — когда пришла в голову какая-то идея, они ищут того кто с ними согласится и избегают тех, кто будет спорить.

4. При возникновении проблемы не спешить тут же выдавать 10 вариантов решений. Более качественный подход — задать 10 раз “зачем, как и почему” и посмотреть историю вопроса хотя бы на 100 лет назад.

Любые проблемы людей уже сотни раз повторялись в прошлом, имели свои причины и следствия. Глупо не учитывать этот опыт. Даже биткоин уже несколько раз поднимался и падал по похожему сценарию.

“Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.”(Екклисиаст).

5. Мышление второго порядка. Мы выбираем решения, но не выбираем их следствия и следствия следствий.

Например, съесть эклер на ночь — это вкусно. Но как следствие ведет к ожирению, давлению и прочим неприятностям.

Или заниматься спортом, это больно и неприятно, но как следствие ведет к хорошей форме.

Большинство выбирают решения первого порядка (есть эклеры на ночь и не заниматься спортом) и не так просто научить себя мыслить решениями второго, третьего и т.п. порядков.

6. Бритва Оккама. Простые объяснения чаще верны, чем сложные и заумные. Не стоит плодить сущности без надобности и усложнять.

7. Все что сделал один человек, легко может повторить другой, если получит нужную карту знаний и при наличии времени и желания.

Если вы не разбираетесь в электронике или программировании и смотрите на схему компьютера или код на языке C++, то все кажется невероятно сложным.

Но как только вы получили нужную карту знаний, все становится до безобразия простым и даже скучным.

8. Закон Галла. Сложная система, созданная с нуля, никогда не заработает. Все видимые сложные системы и проекты начинались с чего-то очень простого.

Если у стартапа нет продаж на уровне MVP и одной простой функции, то не будет и после.

9. Трэш на входе — трэш на выходе. Главный закон HR-ов, образовательных систем и стартап-инкубаторов. Отбор кандидатов в компаниях и в ВУЗах гораздо важнее, чем все последующие мероприятия вместе взятые.

10. Закон силы. В фильмах мы часто видим героев, которые в одиночку побеждают целый отряд врагов, это дает ложную ментальную модель.

Клаузевиц, изучил историю войн, более 10 тыс. сражений и нашел всего 2-3 случая, когда отряд с существенно меньшими силами (в 3 раза и меньше) побеждал более сильного врага. Так он сформулировал “закон силы”, как главный закон в любой войне.

То же самое работает и в маркетинге. Если что-то работает в 3+ раз дешевле или быстрее или имеет в 3+ раз бОльший бюджет, то оно побеждает по “закону силы”, а герои-одиночки из фильмов в реальности проигрывают в 99% случаев.

#10идейдня

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.