Завтра выйдет очередная рассылка трендов недели от tweekly. Один из любопытных проектов: Neeva — поисковик без рекламы по подписке.
Бывший глава рекламного бизнеса Google разочаровался в компании и cоздал поисковик по подписке и без рекламы.
Основатель утверждает, что рекламные ссылки постепенно вытесняют полезные результаты с верхних строчек выдачи Google. А конфиденциальность «принесли в жертву» ради отслеживания поведения пользователей. Стартап недавно привлёк $37.5M от именитых фондов Sequoia и Greylock.
Людей достала назойливая реклама и тотальная слежка. Многие готовы платить $10 в месяц, чтобы не видеть рекламу и SEO-оптимизированного трэша.
Есть простая закономерность развития медиа, которая прослеживается в книгах, музыке, видеоиграх и вообще во всем, что касается контента.
1. На первой стадии люди готовы платить и за контент и за устройство. Например, игра + консоль (в играх). Или плеер + кассета (в музыке). Или читалка для книг + скачивание книг.
Эта прибыль позволяет вырасти новой платформе Например, PlayStation или Sega или Amazon. Платформы в этот момент зарабатывают в 2 стороны — и на производителях контента/устройств и на пользователях.
2. На второй стадии цикла люди платят только за контент. А вот за само устройство уже не платят и начинают пользоваться платформой бесплатно (AppStore, Facebook). Платформы берут деньги (% комиссии или фикс за размещение) только с производителей контента и перестают брать деньги с пользователей.
3. На третьей стадии люди перестают платить и за контент и за платформу и платят только за встроенные покупки (freemium) или рекламу (Google).
4. На четвертой стадии даже встроенные покупки перестают работать, люди вообще перестают платить и хотят вовсе бесплатно. При этом остается только реклама. (Бесплатные игры с рекламой, например) Рекламная модель — дно бизнес-моделей, дальше падать некуда.
Это приводит к плохому качеству контента (так как хорошие создатели контента ушли туда, где платят и где есть маржа, создают свои закрытые платные подписки и курсы)
При падении качества контента усиливается изобилие назойливой рекламы, ведь акционерам нужно показывать рост! Треш и угар в духе Yahoo и Рамблера.
Это то, что мы сейчас наблюдаем в Facebook, Google, Twitter и др.
5. Но ситуацию спасает вечная тяга людей к качественному контенту и историям. Обычно это возможно только на какой-то новой технологической платформе. Старые оказываются в заложниках собственных бизнес-моделей и акционеров.
Тут-то и появляется возможность для новичков, типа Neeva (платный поисковик) или substack (платные email-рассылки)
Так кто же убъет Google? Мы с вами, его же собственные миллиарды пользователей. И кажется, это случится в ближайшие 3-5 лет.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford