Вчера был день защиты детей (1 июня) и я решил провести первую бизнес-квест-стажировку для школьников. В рамках нашего курса “основы бизнеса для школьников и родителей“.
Суть такая:
- школьники 12-15 лет (которые изучают основы бизнеса, делают проекты и более-менее подкованы в том, что такое юнит-анализ, маржа, стратегии лидерства и др. – все то, чему мы учим на курсе) отправляются в какое-нибудь локальное заведение изучить его изнутри: кафе, салон красоты, кинотеатр, школа английского, сервис по ремонту телефонов и т.п.
- они обязательно общаются с хозяином бизнеса и задают ему каверзные вопросы типа: “а сходится ли у вас экономика?” или “а не самозанятостью ли вы тут занимаетесь?” или “как вы стратовали этот бизнес?” или “как часто к вам приходят менты и налоговая?”
- далее они обязательно проходят ряд заданий в форме квеста, таких как: посчитать проходимость, оценить месячную прибыль, проанкетировать нескольких клиентов и выделить целевую аудиторию, описать карту техпроцесса, найти “узкие места”, оценить стоимость привлечения клиентов, привлечь клиента с улицы, продвинуть заведение в соц.сетях и т.п. Задания выполняются на время. Я и хозяин(ка) заведения ставим баллы за наиболее точное попадание в реальность и за наиболее интересные выводы, рекомендации.
- потом школьники обязательно что-то должны попробовать руками и научиться хотя бы одному простому полезному навыку: приготовить капучино или разобрать/собрать iphone
- дальше мы с хозяином заведения определяем победителей и вручаем призы, например книги. Иногда в качестве приза могут быть небольшие деньги, например 1-е место 500 руб, 2-е 300 руб. и 3-е 100 руб.
- все это занимает 2-3 часа и дает огромную пользу:
- школьники за 3 часа получают цельную картину вполне конкретного бизнеса, общаются с владельцем заведения, получают полезные навыки на практике. Они лучше понимают кем они хотят быть, где хотели бы работать, а где точно не хотели бы.
- владельцы бизнеса получает PR в нашем лице, мнение и полезные советы со стороны, в том числе мое (а я в рамках Groupon и в консалтинговом прошлом повидал сотни локальных бизнесов и предприятий по всей стране).
- родители на 3 часа “сбагривают” школьника либо эти 3 часа сами активно участвуют в процессе – тут 2 явных категории. Они понимают, что возможно для ребенка это был “самый полезный день”, а для кого-то и “самый лучший день” в школьной версии.
Хронология квеста или Где подают лучшее какао в городе?
В 18.00 мы пришли в Таганский парк, в кафе Какао для Алисы, где нас ждала хозяйка Ирина. Это не просто семейный, а 100%-но семейный бизнес. На кухне работает старшая дочь Ирины, в баре – средняя дочь, муж занимается закупками, Ирина – управляет. Как оказалось позже там подают не только какао и десерты – основную кассу делают офисные работники и бизнес-ланчи.
Первый квест мы решили провести в небольшом составе – 3 школьника (двое 15 лет и один – 13 лет). Все началось с короткого интервью с хозяйкой заведения. Школьники задавали вопросы – Ирина отвечала.
Считаем проходимость и прибыль. Берем интервью у целевой аудитории
Далее я выдал всем задание посчитать проходимость, средний чек, площадь заведения, разные затраты и в итоге вывести месячную прибыль. Нужно было выйти с секундомером и физически измерить сколько людей прошло мимо, сколько зашло в кафе, сколько купило за 5 мин.
Потом каждый произвел свои расчеты и презентовал свои результаты Ирине
Вот, что получилось у Александра
Вот, что посчитал Денис
После чего было самое непростое задание – выйти на улицу и проинтервьюировать одного – двух человек, подходящих под образ “целевой аудитории” кафе.
Денис опрашивал девушку с коляской. Из интересного, для нее основной барьер к покупке в кафе – если коляска не проходит в дверь заведения.
Люблю мастер-классы, а особенно поесть
После чего все проследовали на кухню делать сендвичи.
Задача была не просто сделать блюдо, но и составить полную технологическую карту приготовления по шагам, составу и времени. Оказалось, для создания сендвича нужно проделать более 40 элементарных операций.
И потом мы узнали рецепт шикарного какао с маршмелоу.
Итоги
В конце, мы с Ириной определили победителей:
- 1-е место, занял Александр за наиболее точную оценку бизнеса
- 2-е место досталось Денису, за самые правильные вопросы
- 3-е место досталось Евгению
В целом, первый эксперимент прошел удачно, так что мы будем повторять такие мероприятия время от времени. Если хотите, чтобы мы провели квест в вашем заведении, просто напишите мне на email (alexey @ daily10.ru)
Вот что сказали сами участники
Еще я в какой-то момент почувствовал, что это правильное мероприятие во всех смыслах – для кого-то из ребят, возможно, это был самый полезный день из всех 10 лет школы. Надеюсь, Ирине мы тоже принесли пользу и она сделает так, чтобы все в городе знали где подают самый вкусный какао.
А ведь по-большому счету, какой “Путь А” миллионов людей? Учиться в школе на “пятерки”, сдать ЕГЭ на 100 баллов, отложить $100k на Лондон или Гарвард и тратить $10k в год на репетиторов. Зачем? -> Чтобы поступить в престижный ВУЗ и чтобы там учиться на 5-ки. Зачем? -> Чтобы потом студент мог попасть на стажировки в крутые компании. Зачем? -> Чтобы у него сложилась карьера и он нашел бы себя и хотя бы частично “отбил” те $200k, потраченные за 15 лет на образование (ВУЗ + школа). Зачем? -> Чтобы возможно он набрался смелости и отрыл бы свой собственный ресторан/какой-то другой бизнес.
Но есть и “Путь Б”, который я сегодня увидел очень отчетливо. Ты можешь уже в школе делать бизнес и самый прямой, короткий и правильный способ (не очевидный для многих) – > пойти и спросить у других предпринимателей, как это сделать, а потом взять и сделать. Для этого не нужно 15 лет учиться, ездить в Гарвард и получать 100 баллов по ЕГЭ. Учиться нужно будет всю жизнь, но совсем другим предметам и совсем с другим отношением.
Если надумали попробовать “бизнес для школьников” – вам сюда.
P.S. хозяйке на заметку
Кстати, вот краткая инструкция как быстро нашинковать овощи в салат, так чтобы ничего себе не отрезать.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford