Есть две ключевые проблемы для старта нового проекта: своевременно увидеть правильную возможность (opportunity) и собрать команду, которая сможет эту возможность реализовать. Второе в разы сложнее.
Попробую этим постом убить 2-х зайцев. Ниже я опубликую кейс проекта (opportunity – достаточно кратко, но достаточно чтобы понять суть проекта). Если проект зацепит вас настолько, что вы захотите его реализовать – вы оставляете заявку. Нужно будет выбрать одну из ролей в проекте (маркетинг, продажи, разработки).
Далее, я вручную промодерирую заявки и познакомлю вас по email. Постараюсь дистанционно “сколотить команду”. Ну и посмотрим что из этого выйдет. Результатами поделюсь позже.
Кейс: Uber для уборки помещений
Быстрый заказ уборщицы или химчистки. Поблизости. С телефона. По аналогии как это делается в uber, gettaxi, яндекс.такси и т.п.
Intro
Уборка помещений, химчистки, прачечные не кажутся привлекательными на первый взгляд.
Если вы считаете себя модным, то скорее убьете лучшие годы на проекты в стиле “типографика в городской среде” или “дизайн-мышление и креативные способности”.
Но если говорить про деньги и пользу людям, клининг – это отличный сервисный бизнес, особенно в корпоративном секторе. У него есть ряд особенностей:
- вечный спрос, как в том анекдоте: “можно съесть всех менеджеров и никто не заметит, но попробуйте съесть уборщицу и все остановится”.
- имеет регулярный еженедельный характер
- имеет достаточный средний чек и маржу
А если скрестить клининг с бизнес-моделью Uber – получится неплохой проект.
Для справки, Uber – сервис по быстрому поиску и заказу такси вокруг. Одна из самых быстрорастущих интернет-компаний с амбициями стать следующим Facebook-ом.
Uber-ифизация всего на свете однозначно является крупным тредном 2014- 2015 годов: служб такси, курьерской доставки, алкоголя по ночам и даже массажисток в офис.
Проблема и чья она
Уборка и химичистка – это те области, которые хочется отдать выполнять кому-то. Если у вас есть деньги – вы будете заказывать эту услугу, а не убираться дома самостоятельно.
Клиенты – все те же, кто уже регулярно заказывает уборку на дом или отдает вещи в химчистку. Им просто нужно дать более удобный и быстрый сервис.
Доступный рынок. Места, где клиенты уже собраны и тратят деньги
В Москве по разным данным около 10 тыс. служб быта. У каждой из которых не менее 100 регулярных клиентов – физлиц.
Средний чек – 1,5 тыс. руб. Регулярность – 1-2 раза в неделю.
Физлица, те кто пользуется прачечными и услугами домработниц. Они регулярно тратят на эту услугу в среднем от 2 тыс. руб. в неделю, то есть более 100 тыс. руб. в год.
Компании, с персоналом более 100 чел. тратят на это не мене 50 тыс. руб. в месяц, то есть более 500 тыс. руб. в год.
Конкуренты, аналоги, возможные партнеры
Аналог в US – getwashio.com
ichisto.ru – проект, недавно стартовавший в Москве (автор – Вячеслав Семенчук)
клининговые компании, работающий в основном на корп. сектор
сетевые офлайновые химчистки – Диана и пр.
Решение и ценность (MVP – минимальный жизнеспособный продукт)
Приложение – аналог getwashio.com
Сервис продает клиентам удобство и скорость, а так же берет на себя риски недобросовестной уборки.
План маркетинга, продаж, мастшабирования
При запуске проекта будет проблема “яйца и курицы”: нет заказов, потому что заведено недостаточно химчисток. А химчистки не захотят работать с вами, потому что у вас еще нет клиентов.
Чтобы преодолеть эту проблему – необходимо дать химчисткам бесплатный функционал. Приложение для своих собственных клиентов. То есть химчистки должны стать дистрибуторами вашего приложения.
Фишка, эксклюзив, барьеры от конкурентов
- Фокусировка на узкой нише, не “распыляться” на смежные области.
- Быть первым на рынке и “в мозгу” потребителей.
- Быть самым быстрым, а это зависит от команды
- Суметь обеспечить высокий сервис, хотя бы на уровне 95% за счет кол-центра и службы контроля качества
- Повышать switch-costs на переключение от вас к конкурентам за счет программ лояльности и отличного сервиса.
Метрики, финансовые допущения, инвестиции, бизнес-модель
комиссия – 20% с заказа
средний чек – 1500 руб.
в среднем – 1 уборка в неделю.
в среднем – 300 руб. с заказа.
MVP и старт можно делать “на свои”, для агрессивного роста понадобятся инвестиции.
Минимально необходимая команда
Sales – для подключения мерчантов
Marketing – трафик и партнерки приложения
CTO – разработка приложения
Идеальными наставниками/советниками для этого проекта могут быть основатели сервисов:
gettaxi, wheely, uber
Полезные ссылки
- https://www.forbes.com/sites/aswathdamodaran/2014/06/10/a-disruptive-cab-ride-to-riches-the-uber-payoff/
- https://www.businessinsider.com/how-much-money-uber-drivers-really-make-2014-7
- https://www.crunchbase.com/organization/uber
Если вы хотите высказать свое мнение по этому кейсу или задать вопрос – не стесняйтесь, сделайте это в комментариях ниже.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford