Нашел интересную подборку всевозможных компаний, которые пробуют модель Uber. См. эксельку, там анализ 106 компаний.
1. Uber для собак, для английского, для массажистов, для доставки еды, марихуаны, яхт и т.п.
2. Больше всего денег подняли проекты в стиле Uber для еды, клининга и медицинских услуг. Несколько компаний стали “единорогами”: Instacart, DoorDash,
Postmates, GrubHub. Около 30 компаний из 106 уже умерли.
3. Примерно такой же список можно составить и для Tinder (тиндер для бизнес-знакомств, для собак, для офисов, для экскурсий и т.п.)
4. Этот же принцип можно применить для бизнес-моделей Airbnb (для офисов, коммерческой недвижимости, хостелов, яхт и др.)
5. А так ж:
— Brichbox (подписка на корм для собак, на комиксы, на косметику, на бритвенные принадлежности)
— Managed Platforms (управляющие платформы для пиццерий, для детских садов, для хостелов, цветочных магазинов и т.п.)
6. Все это дело можно объединить в матрицу, где по оси X будут жизнеспособные бизнес-модели (Uber, Aribnb, Tinder, Brichbox, Managed Platforms), а по оси Y можно разместить разные области и рынки, например там, где у вас собрано сообщество и где вы разбираетесь (обучение английскому, коммерческая недвижимость, доставка суши, экскурсии по городу и т.п.)
7. В этой “таблице идей стартапов” будут как заполненные ячейки, так и пустые — то, где можно попробовать что-то новое. Как в таблице Менделеева.
8. Многие справедливо критикуют подход делать Uber для X. Я согласен с этой критикой. Представьте, вы занимались всю жизнь b2b продажами IT-софта и вдруг увидели в этой “таблице идей стартапов”, что в вашем городе еще нет “Uber для массажистов”, бросили все и ринулись делать этот стартап. Вряд ли вас ждет быстрый успех.
9. Более правильный подход — фокусироваться на одной потребности и аудитории и под нее подбирать разные модели. Например, вы всю жизнь занимались преподаванием английского и нарастили клиентскую базу, компетенции и т.п. В этом случае вполне разумно попробовать и Uber для английского и Tinder и Brichbox и все остальное.
10. В любом случае, полезно взглянуть под новым углом, но начинать стоит не с оси X(бизнес-модели), а с оси Y (области, в которых вы разбираетесь)
#10идейдня
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford