Оборот субаренды офисных помещений в США уже обогнал уровни финансового кризиса в 2008 году и пузыря доткомов. Компании переводят сотрудников на удаленку и стремятся избавиться от ненужных площадей. Даже крупные компании всё чаще выбирают гибкие форматы офисов, когда в любой момент можно сократить или увеличить количество рабочих мест.
Стартапы пытаются капитализировать этот тренд. Вот примеры проектов, которые делают «WeWork для пустующих офисов» — арендуют, переоборудуют, сдают дороже.
- Neighbor делают мини-склады для хранения вещей в офисах. В марте стартап поднял $53M инвестиций.
- SiloFit создают тренажерки на нескольких квадратных метрах офисов. Подняли $14.7M инвестиций.
- Freight Farms может арендовать помещение под вертикальную ферму. Подняли $28.6M инвестиций.
- Schoolhouse арендуют площади под микро-школы на 6-8 учеников. В апреле подняли $8.1M.
Что по цифрам? В России тоже наблюдается этот тренд. В прошлом году объем предлагаемой в субаренду недвижимости удвоился. Объем спроса на традиционном офисном рынке в Москве достиг минимума за 14 лет. При этом растет объем сделок в гибких пространствах: по итогам третьего квартала 2020 он вырос в два раза по сравнению с 2019 годом.
Как это применить? Делать сервисы по переоборудованию неиспользуемых площадей. Возможно, удобные сервисы формата «Booking для субаренды» сейчас также будут пользоваться спросом.
А вы что делаете со своими пустующими офисами? Ждете, что все вернется как было, или уже начали переоборудовать их под что-то еще?
#tweekly
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford