Какие компании в России регулярно покупают стартапы и зачем?

0
(0)

Посмотрел на список покупок стартапов на рынке РФ, за последние 2 года из разных источников.

Вот некоторые наблюдения навскидку:
1. Средний чек покупки стартапов в России где-то в районе ~ $5-10M. Понятно, что есть крупные сделки в районе $100M например, за столько Mail Group купили Delivery Club.

2. Все спорят, есть ли рынок стартапов или нет его. Мой внутренний фильтр — рынок есть, если он больше $100M. Количество сделок небольшое, но каждый год стабильно больше $100M. Поэтому да, рынок есть, хотя и микроскопический по сравнению с US.

3. Есть не больше 10-20 игроков, которые покупают стартапы регулярно и ежегодно: Mail Group, Yandex, Сбербанк, МТС, 1С и т.п. Для всех остальных это скорее разовая активность — купят один стартап раз в 10 лет и все.

4. Иностранные компании в России давненько ничего не покупали по понятным причинам. С другой стороны — это должно породить отложенный спрос и когда-нибудь в далеком светлом будущем, оценка российских проектов подскочат в 5-10 раз (те, кто доживут).

5. Если взять проект в России и его аналог в US, то разница в оценке будет как минимум в 10-20 раз. То есть непонятно, зачем продавать стартап в РФ, если его можно продавать в US или в Европе.

6. С другой стороны, многие инвесторы из России сознательно покупают проекты в Европе, US и Израиле, чтобы уменьшить риски страны + потому что это круто (даже если дороже) и еще по целому перечню причин.

Это как с предметами искусства. Русские коллекционеры с деньгами покупают картины в основном не в Москве, а в Лондоне и Нью-Йорке.

7. Многие инвестиции в стартапы — это просто найм людей. Например, есть 5 сильных основателей какого-то проекта. Если их нанять на работу, придется платить большую зарплату, налоги, ими управлять + они не будут мотивированы.

Если тем же самым 5-рым основателям предложить инвестиции, они будут мотивированно работать 24 часа в сутки, сами оплачивать свои же налоги и в итоге обойдутся дешевле.

С другой стороны Google и Facebook тоже в основном покупают людей, под видом инвестиции в стартапы.

Инвестировали в прикольный проект, прикольный проект закрыли — человека отправили заниматься чем-то нормальным, например оптимизацией выдачи в поиске.

8. Некоторые инвестиции в стартапы — это просто PR. Чтобы быть “инновационными” и закрыть KPI по “цифровой трансформации”.

9. Самый очевидный и первый критерий покупки — покупать лидера в своей нише, либо игрока №2, но не ниже. Но это уже на более поздней стадии, когда этот игрок становится понятным.

10. Есть еще множество других критериев и это предмет отдельного исследования, которое мы затеяли в #UnitedInvestors

Кстати, отметьте пожалуйста в комментариях людей (или напишите в ЛС или сами отзовитесь) тех, кто за последние 2 года сделал больше 2-х сделок M&A со стартапами от лица крупных компаний. Нужны “серийные покупатели”, с некоторыми я уже знаком, но с большинством — нет.

Хочу задать “серийным покупателям” несколько вопросов про критерии подбора проектов, а взамен постараюсь подобрать вам на показ несколько проектов из United Investors (там уже 1000+ стартапов).

Заранее спасибо.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.