У многих, наверняка, есть такая мечта — заниматься любимым делом, причем так, чтобы денег хватало на то, чтобы продолжать заниматься этим самым любимым делом, и не отвлекаться на всякую неинтересную фигню, даже ради больших денег.
Оказалось, что современный мир и технологии предоставили практически каждому такую возможность с одной стороны, при этом создали дикую конкуренцию с другой.
На картинке, которую я позаимствовал тут, есть список инструментов, характерный для каждого вида производителей контента.
Хочешь делай курсы, хочешь записывай подкасты, хочешь преподавай английский детям. Любую такую штуку может освоить каждый и продавать с первого дня.
Если все так просто, если каждый может заниматься любимым делом, да так, чтобы денег хватало продолжать этим заниматься, возникает вопрос — что мешает? Почему мы не наблюдаем такого?
Я задавал этот вопрос сотням знакомым и самому себе. И вот несколько мыслей на этот счет:
1. Конкуренция. Как только ты пытаешься продавать что-угодно в онлайне, занимаясь любимым делом, ты тут же сталкиваешься с мощнейшей конкуренцией, которая благодаря технологиям стала в разы выше.
2. Например, решил запустит Youtube-блог в формате интервью, а потом наткнулся на канал Дудя и расстроился. Ты ведь не можешь делать так же круто, а после первой же попытки получаешь целых 3 просмотра, 2 из которых твои собственные. И так во всем.
Что делать?
3. Есть очень крутая стратегия, которая называется “1000 настоящих фанатов“ / 1000 True Fans, она говорит о том, что тебе не нужно конкурировать с Дудем, набрать фанатов и быть вполне успешным можно с нуля даже на суперконкурентном рынке.
4. Первый шаг в этой стратегии — сделать так, чтобы у твоего творчества появился хотя бы один фанат, который будет готов тебя поддержать и потратить на тебя хотя бы $100 за год ($10 в месяц). Каждый день находишь по 1-3 фаната чуть ли не вручную, и вот у тебя 1000 фанатов, которые платят тебе по $100 в год.
$100k в год вполне неплохой доход, чтобы заниматься любимым делом и не бросать его.
5. Если усилить эту мысль, то не нужно 1000 фанатов, достаточно 100 с чеками в 10 раз выше, то есть 100 фанатов, каждый из которых платит по $1k в год. Тут есть тонкость — если чеки типа $100 могли платить из поддержки или сочувствия, то чеки в районе $1k уже платят за какую-то ценность.
И если выбрить между тем, чтобы зарабатывать «на сочувствии» $100 или «создавая ценность» по $1000, то лучше на втором, тем более там нужно всего 100 фанатов. Более того, там ты можешь позволить себе давать рекламу в платных каналах и стоимость привлечения, например $500 за клиента, что невозможно при низких чеках.
6. Если продолжить логику дальше, то и 100 фанатов можно сократить до 10, а потом и до одного. Этим главным фанатом вполне может оказаться работодатель, инвестор или единственный клиент.
7. И тут мы подошли к главному вопросу всей нашей истории — где взять хотя бы одного фаната.
8. Ответ невероятно простой в теории, но очень сложный в реализации. Первым фанатом должен быть ты сам.
9. Большинство проваливается именно на этом месте. 99% людей не фанаты того, чем они занимаются. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Когда встает вопрос, заниматься любимым делом или срочно устроиться на работу. Когда есть выбор делать то, что нравится или взяться за первое попавшееся, за что платят. Тут сложно предложить какой-то новый уникальный рецепт, а повторять избитые мотиваторы не хочется.
10. Но мало быть фанатом самому по себе, ведь можно зафанатеть от никому ненужной штуки. Нужен еще кто-то внешний, второй человек, который увидит в этом ценность как минимум на $1000. Тот, кого я называю «вторым фанатом».
Итого, как первому фанату найти второго? Самый практичный метод, из тех, которые я видел такой — нужно начать встречаться с разными людьми и увлеченно рассказывать им о своем проекте, причем слушать их вопросы и возражения. Нужно сделать как минимум 50-100 питчей.
Это довольно болезненно. Ведь большинство будет против, они будут испытывать ваш фанатизм. Проделав эту работу, вы либо найдете второго фаната, либо убедитесь, что это никому не нужная хрень и видоизмените первоначальную идею.
Итого, самый простой рецепт из известных мне — сформулируй идею, которая тебя прет и расскажи о ней 50 людям.
Тут есть тоже несколько тонкостей. Этих 50 людей нужно выбрать правильным образом, и идею желательно правильно сформулировать «жизнеспособным» образом.
Прочтите пару статей на этот счет:
- Побеждают только фанаты https://daily10.ru/pobezhdayut-tolko-fanaty/
- 1000 True Fans? Try 100 https://a16z.com/2020/02/06/100-true-fans/
- Экономика увлечений https://a16z.com/2019/10/08/passion-economy/
+ 15 марта присоединяйтесь к курсу «Как проверить жизнеспособность идеи и получить первых клиентов за 15 дней», там будет все по шагам и в группе из 100+ участников.
P.S. И конечно, поздравляю всю прекрасную половину человечества с 8-м марта. Желаю, чтобы у каждой из вас было как минимум 2 фаната, например, муж и ребенок, ну или любые другие комбинации.
Сооснователь, exCEO – Groupon Russia (Darberry.ru)
Автор tweekly.ru — рассылка с бизнес-трендами
Сооснователь ProductUniversity.ru
Сооснователь UnitedInvestors.ru
Учился в МИФИ, проходил EMBA в Stanford